Учебная рефлексия и ее место в обучении
Учебная рефлексия играет важную роль в языковом развитии учащихся, выступая частью системно-деятельностного подхода в обучении и методом достижения личностных результатов обучения.
Рефлексивная деятельность в обучении - это способность учащегося сознательно выполнять учебные задачи на всех этапах реализации учебной цели – от планирования до проверки результатов, а также оценивать свою собственную деятельность на уроке.
Функции учебной рефлексии в преподавании состоят в следующем:
- Помогает ученикам осознать свои ошибки, анализировать трудности в обучении. Это, в свою очередь, способствует тому, что работа над ошибками осуществляется более эффективно, также развиваются навыки самоконтроля, необходимые для оценки индивидуального прогресса в обучении.
- Воспитывает ответственность и самостоятельность в процессе обучения, формируя навыки планирования учебных действий, поиска информации, работы с источниками.
- Позволяет учащимся открывать новые способы учебной деятельности, преодолевать учебные затруднения, возникающие в процессе обучения, что в дальнейшем способствует развитию гибкости мышления, формированию функциональных навыков решения проблемных задач.
Рефлексивно-деятельностные технологии на уроках русского языка
Рефлексивно-деятельностные технологии на уроках русского языка выступают методическим инструментом, который применяется в процессе обучения с целью развития рефлексивно-аналитических умений, способности к самоконтролю и самооценке.
Виды рефлексивно-деятельностных технологий, применяемых на уроках русского языка:
- Технология проектной деятельности, которая предполагает реализацию проектов различного уровня сложности, проведение мини-исследований в учебных группах на уроке, а также самостоятельное исследование языковых явлений.
- Технология проблемного обучения основана на создании проблемных ситуаций, которые требуют решения исследовательского и (или) нестандартного характера.
- Технология диалогического обучения направлена на развитие коммуникативной компетенции, формирование навыков дискуссии, аргументации и защиты своей позиции.
- Технология игрового обучения способствует активизации учебной деятельности, развитию творческих способностей, повышению мотивации к учению и созданию условий для развития учащихся.
- Технология учебной рефлексии направлена на осмысление прошлого учебного опыта, выработку новых стратегий и подходов к учебной деятельности, формирование рефлексивно-аналитических умений.
Рефлексивно-деятельностные методы и приемы обучения на уроках языка способствуют формированию грамотности учащихся. Их применение позволяет не только осознать правила и нормы, но и научиться применять их на практике, оценивать результативность усвоения литературно-языковой нормы, фиксировать затруднения в процессе обучения и искать пути их коррекции.
К методам рефлексивно-деятельностного обучения в лингвометодике можно отнести:
- Метод корректуры текстов, суть которого состоит в выявлении в предложенном речевом высказывании грамматических и стилистических ошибок, а также орфографических и пунктуационных недочетов. Данное упражнение помогает учащимся освоить навыки редактирования текстов, формируют осознанный подход к норме.
- Метод игрового моделирования состоит в том, что учитель создает ситуацию, в которой учащиеся должны построить диалог или написать текст, используя определенный языковой материал. Этот подход способствует практическому освоению учебных действий в ситуациях игрового характера.
- Метод учебной рефлексии, который может применяться на любом этапе урока: при постановке цели учебной деятельности и планировании ее хода, при оценке итогов выполнения задний, обобщении учебного опыта на уроке. Учитель предлагает учащимся провести анализ своей работы, выявить трудности в выполнении задания, оценить правильность своей или чужой работы.
- Метод диалогического обучения, направленный на развитие навыков учебно-деловой кооперации между учеником и учителем, а также учениками в учебных группах. Учитель создает диалогическую ситуацию, в которой учащиеся должны использовать определенный языковой материал для общения. Это позволяет научить применять полученные языковые навыки для решения различных коммуникативно-речевых задач.
Таким образом, использование рефлексивно-деятельностных методов и приемов обучения на уроках языка позволяет формировать грамотность учащихся, научить их применять полученные знания и навыки на практике. Это, в свою очередь, помогает им успешно общаться, используя языковые знания и навыки в различных учебных и жизненных ситуациях.