Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи
Основной целью изучения русского языка в школе является развитие и совершенствование речевой деятельности, эффективным средством реализации которого выступают особые приёмы – речевые задачи.
Речевая задача – это учебная ситуация, в основе которой лежит принцип включения в условия реальной коммуникации, предполагающей построение высказывания с учётом имеющихся у индивида языковых и речевых навыков.
Речевая задача в методике является приёмом и средством развития и совершенствования речи.
Речевая задача позволяет эффективно включить имеющиеся у учеников знания в практическую коммуникативную деятельность, способствует усвоению лексико-грамматических и стилистических норм литературного языка применительно к речевой практике и её целям.
Использование речевых задач как структурного компонента урока позволяет реализовать следующие функции:
- Повысить мотивацию к учению, заинтересовать детей изучаемым материалом.
- Активизировать познавательные процессы, стимулировать мышление учеников.
- Включить детей в разные виды речевой деятельности, развивая коммуникативную компетенцию.
- Продемонстрировать ученикам практическую значимость изучаемого теоретического материала.
- Способствовать применению полученных знаний в реальных ситуациях общения.
- Развить творческий потенциал учеников, их языковое чутьё и чувство стиля.
Эффективность применения речевых задач зависит от методически грамотно подобранного дидактического материала.
Используя речевые задачи в преподавании, педагог должен соблюдать ряд требований:
- Помнить о целесообразности используемых заданий, их соответствии данному структурному компоненту урока и цели обучения.
- Подбирать задания с учетом возрастных особенностей детей и уровня их подготовки.
- Соотносить используемые задания с содержанием программного материала и требованиями образовательных программ.
Типология речевых задач
Речевые задачи – это многообразная система заданий и упражнений, которая постоянно дополняется и совершенствуется, однако можно построить типологию речевых задач по их направленности на развитие конкретного вида речевой деятельности:
- Задачи, направленные на обучение рассуждению – доказательству каких-либо утверждений, выдвинутых педагогом. Примеры таких задач в школьной практике достаточно разнообразны: «Докажите, что в повествовательных текстах преобладает глагольная лексика, в описательных – атрибутивная», «Докажите, что слово «тепло» в разных контекстах может являться лексемой разных частей речи». Такие задания способствуют развитию устной монологической речи, освоению структуры рассуждения, а также совершенствуют мыслительные операции, актуализируют причинно-следственные связи между языковыми явлениями и развивают системность мышления.
- Задания, суть которых состоит в обосновании целесообразности использованных авторов средств. Это упражнения, направленные на сравнение отрывков текстов одной тематической группы, но разных по стилю (например, сравнение текстов о погоде, принадлежащих научному, художественному и разговорному стилям). Также к этому типу заданий относится лингвистический эксперимент с деформированным текстом: ученики восстанавливают пропуски, а потом сравнивают свои результаты с авторским словоупотреблением, выявляя его особенности. Такие упражнения развивают языковое чутьё, совершенствуют такие качества речи, как точность, выразительность и богатство.
- Упражнения, направленные на обучение выражать мысль с помощью разных языковых средств. Ученикам предлагается сравнить несколько высказываний и выбрать то, которое является наиболее уместным в данной ситуации. Также предлагается «переписать» предложение (текст), используя подбор синонимов к каждому слову, или рассказать о каком-либо событии (ситуации) директору, другу, читателям газеты и проч. Такие задания развивают стилистические навыки, учат определять функциональные возможности языковых средств и использовать их в общении.
- Редактирование текстов стимулирует использовать приобретенные на уроках лингвистические навыки в практических целях. Ученики находят ошибки (правописные, грамматические, стилистические) и исправляют их самостоятельно или в ходе коллективной (групповой) работы. Это способствует развитию внимательности, совершенствует грамматический строй речи, а также прививает привычку работать с письменным словом, оттачивая форму высказывания.
- Творческие речевые задания развивают воображение учеников и дают широкие возможности продемонстрировать своё владение языковым материалом. К таким заданиям относятся сочинения, составление рассказов, придумывание сказок, устное словесное рисование, инсценировки, творческие изложения, составление киносценариев по произведениям, письма писателям или героям и проч.
Введение речевых задач в структуру урока позволяет активизировать деятельность учеников, повысить их внимание, сделать процесс обучения более осознанным и мотивированным.