Общение в родительском чате как вид коммуникации
Коммуникация в родительском чате – это процесс общения между родителями детей, которые учатся в одном классе. Оно осуществляется через мобильные устройства и приложения для обмена сообщениями.
Особенности коммуникации родителей в чате группы класса заключаются в следующем:
- Целью общения является обсуждение школьных вопросов, организационных моментов и событий, связанных с учебой и воспитанием детей.
- Задачей участников чата является своевременный обмен информацией, решение проблем и согласование действий в интересах детей.
- Родители становятся активными участниками жизни класса и могут оказывать влияние на принятие решений, связанных с учебной программой, организацией мероприятий и т. д.
Коммуникативные поля в родительском чате можно разделить на несколько категорий:
- Информационные (обмен информацией о домашнем задании, расписании, обновлениях в системе образования и т. д.).
- Организационные (координация мероприятий, организация волонтерских групп, сбор средств и т. д.).
- Профилактические (дискуссии о проблемах воспитания ребенка, консультации родителей и т. д.).
- Культурные (обсуждение культурных и общественных мероприятий, выставок, фестивалей и т. д.).
Правила взаимодействия участников родительского чата определяются особенностями публичной коммуникации с участием собеседников, имеющих четко закрепленные условиями общения роли:
- Уважение к мнению других участников и ограничение своих высказываний только темами, связанными со школьной жизнью.
- Написание четких и коротких сообщений (до 5-6 предложений), соблюдение норм речевой культуры, отказ от использования жаргона, мата и непристойных выражений.
- Использование личных сообщений для решения индивидуальных вопросов, полуофициальных просьб или напоминаний.
- Понимание, что дополнительные обязанности коммуникации в родительском чате - это обязанности по воспитанию и образованию детей.
Диктуемые особенностями этого вида общения правила существенно ограничивают коммуникацию, лишая ее свободы и универсальности, которые имеются в обычной переписке. Сообщения в родительском чате также должны быть достаточно точными по формулировкам и по содержанию, чтобы не возникло двусмысленности при восприятии со стороны других участников общения, которые могут привести к возникновению разногласий.
Речевые стратегии и тактики коммуникации педагога в родительском чате
Коммуникация педагога с родителями в родительском чате является важной частью образовательного процесса. Использование мессенджеров позволяет педагогу быстро и эффективно связаться с родителями, обменяться информацией, ответить на вопросы и решить проблемы. В этом контексте педагогам необходимо использовать эффективные речевые стратегии и тактики, чтобы максимально продуктивно общаться с родителями.
Педагог играет важную роль в общении с родителями через мессенджеры. Он должен быть профессиональным и дружелюбным, заботиться о благополучии учеников и быть ответственным за свои действия. Кроме того, педагог должен использовать язык, который доступен для родителей.
Речевое взаимодействие педагога с родителями в родительском чате существенно отличается от общения в классе или на родительском собрании. Такой обмен информацией требует большей ясности, четкости и конкретности. Родителям нужно полностью понимать все сообщения, а педагогу не допускать недопонимания.
Речевые стратегии, используемые педагогом в переписке с родителями:
- Проявление эмпатии. Педагог должен понимать чувства родителей и уметь сопереживать в любых ситуациях, показывая, что он понимает, что они чувствуют.
- Риторика вежливости и уважения. Педагог должен использовать язык, который отражает уважение к собеседнику и показывает, что его мнение и опыт важны.
- Использование ясного и понятного языка, доступных формулировок. Педагог должен использовать лаконичный, но информативный язык, чтобы родители могли полностью понять все сообщения.
- Активное слушание. Педагог должен активно слушать родителей, задавать вопросы и проявлять интерес к их заботам и проблемам.
- Совместное решение проблем. Педагог должен работать вместе с родителями, чтобы найти оптимальные решения для проблем и способы улучшения образовательного процесса.
Речевые тактики, используемые педагогом в общении с родителями в чате группы, касаются следующих особенностей коммуникативного поведения:
- Положительное обращение к родителям, подчеркивание их заслуг в обучении и воспитании ребенка: Я благодарен за вашу поддержку в обучении вашего ребенка. Я хотел бы выразить свою благодарность за то, что вы работаете с вашим ребенком над улучшением его результатов.
- Переключение внимания с негативных оценок на способы гармонизации отношений: Мы можем использовать эти меры, чтобы помочь вашему ребенку достичь лучших результатов. Я понимаю, что вы беспокоитесь о состоянии вашего ребенка, но давайте сначала обсудим, что мы можем сделать, чтобы помочь ему. Нашей главной целью является успех вашего ребенка, поэтому я хотел бы обсудить методы достижения этой цели.
- Установка границ между педагогом и родителями: Мы можем сотрудничать по различным вопросам, но я прошу вас ограничить запросы сферой, связанной с академическими достижениями вашего ребенка.
- Диалогичность общения, демонстрация желания идти на контакт: Я хотел бы понимать, чем вы обеспокоены, давайте разберемся в ситуации вместе.
В целом педагог должен быть готов к использованию различных речевых стратегий и тактик, чтобы эффективно общаться с родителями в родительском чате, и эти стратегии могут быть наиболее эффективными, если будут основаны на доверии, уважении и понимании нужд и ожиданий родителей.