Речевая провокация в интернет-коммуникации
В интернет-коммуникации особое место занимают сообщества пользователей по интересам, где общение строится вокруг значимых для участников личностей, событий, фактов, составляющих предмет обсуждения. Признаками коммуникации в таком сообществе являются:
- Добровольный характер участия.
- Свобода выражения собственного мнения.
- Принятие ценностей и норм общения, складывающихся в данном сообществе.
- Соблюдение принципов конструктивного общения, отказ от деструктивных форм речевого поведения.
Среди участников публичных сообществ нередко наблюдаются ситуации проявления речевой агрессии по отношению к собеседнику, при этом формы деструктивного речевого поведения различны. Специфической формой речевой деструкции выступает провокация, которая направлена на вызов у собеседника неконтролируемой реакции в виде агрессивных высказываний.
Речевая провокация понимается как коммуникативная модель речевого поведения, состоящая из набора речевых тактик, ведущих к возникновению различных форм агрессивного коммуникативного поведения у собеседника.
Речевой портрет провокатора в дискурсе тематического паблика
Поскольку речевая провокация является осознанной стратегией поведения адресанта, в его речевой портрет включает характерные маркеры провокации. Анализируя высказывания провокатора, можно охарактеризовать его языковую личность и присущие ей особенности в рамках реализуемой деструктивной манеры общения. Рассмотрим некоторые из особенностей, присущих речевому поведению провокатора:
- Выражение негативной оценки по отношению к предмету обсуждения, который, как правило, в дискурсе паблика имеет нейтральную либо положительную оценку. Это делается с целью вызвать негативную реакцию, гнев, раздражение у пользователей, спровоцировать их на ответную речевую агрессию. Для выражения негативной оценки могут использоваться негативно-оценочные номинации, зооморфные метафоры и сравнения, нецензурная лексика и проч.
- Отсутствие развернутых пояснений по поводу негативной оценки предмета речи. Провокатор не стремится объяснить причину своего отрицательного отношения, он только обозначает его.
- Характерной особенностью речи провокатора является использование сленга, причем он необязательно присущ дискурсу данного паблика. Это могут быть общеизвестные сленговые слова и выражения с семантикой негативной оценки (например, трэш, отстой, кринж, фейл). Их использование в комментарии создает иллюзию осведомленности провокатора о предмете беседы, позволяя ему инициировать ответные комментарии пользователей.
- Другая особенность речи провокатора - демонстрация иронии по отношению к предмету речи или мнению других пользователей. Формами языкового выражения иронии могут быть риторические вопросы (Серьезно? Я и не знал, что у него есть хиты?), издевка (Ха-ха, нас порадовали очередным опусом для умственно отсталых), языковая игра. К невербальным приемам ироничной оценки можно отнести использование эмотиконов, картинок, видеороликов, которые выражают насмешливое, пренебрежительное отношение к чужому комментарию.
- Нередко провокатор переходит с предмета обсуждения на личность адресата, приписывая ему негативные качества и социально не одобряемые действия (А ты, наверное, на помойках одеваешься, если тебе нравится это).
Общей чертой всех высказываний провокационного характера является то, что проявление речевой агрессии в них не мотивированы ни личными пристрастиями адресанта, ни его отношением к другим пользователям. Задача провокации состоит не в том, чтобы поделиться своим мнением или оспорить мнение другого, а в том, чтобы вызвать как можно большее количество негативных комментариев, инициировав конфликтную ситуацию при обсуждении темы.
В современном пространстве интернет-коммуникации некоторые паблики специально используют провокационные комментарии, чтобы сделать обсуждение какой-либо темы популярной и тем самым привлечь к просмотрам как можно большее число пользователей. В данном случае можно говорить об особой стратегии провокации, которая используется в маркетинговых целях как элемент манипуляции общественным мнением.
Речевой портрет провокатора, таким образом, включает совокупность речевых тактик, а также языковых форм их реализации, которые направлены на развитие конфликтных ситуаций в процессе общения и получение негативных комментариев от других пользователей.
Речевая провокация относится к деструктивным формам интернет-коммуникации и не может быть использована как модель продуктивного общения в публичной среде. При встрече с речевой провокацией пользователю необходимо уметь различать ее признаки для обнаружения манипулятивных стратегий речевого поведения и их пресечения. Наиболее действенный способ противостояния речевой агрессии в форме провокации – игнорирование, поскольку, не получив желаемого результата, провокатор быстро теряет интерес к участию в общении.