Речевое поведение и его особенности
Речевое поведение — это часть более комплексного понятия коммуникативного поведения, которое охватывает не только вербальную составляющую процесса общения, но и всю совокупность условий, в которых происходит обмен информацией между его участниками (время, место, способ коммуникации, используемые речевые и невербальные средства, статус коммуникантов и проч.).
Коммуникативное поведение имеет социальную природу и отражает нормы и традиции общения, принятые в данном обществе.
Речевое поведение представляет собой собственно вид речевой деятельности в процессе общения, обладающий присущей ей структурой: коммуникативными целями и задачами, системой речевых актов (отдельных речевых поступков), вписывающихся в определённую речевую ситуацию.
Речевая ситуация — это среда, в которой осуществляется речевое поведение индивида. Речевая ситуация имеет системно-структурное строение и включает следующие элементы:
- Участники общения: адресант — инициатор речевого акта и адресат — получатель речевых сообщений. В реальном общении эти позиции всё время подвижны: каждый из участников является одновременно и адресантом, и адресатом.
- Цель коммуникации — предполагаемый результат общения, к реализации которого стремятся участники коммуникации.
- Обстановка общения, его время и место, ведущий способ (устное / письменное) и канал связи (непосредственное общение или опосредованное техническими средствами: телефон, интернет, телекоммуникационная связь).
- Характер отношений между участниками. Взаимодействие между коммуникантами может быть основано на межличностных отношениях, для которых характерно неформальное речевое поведение, а может базироваться на выполнении определённых социальных ролей (ролевое поведение: учитель — ученик, врач — пациент) или определяться статусом коммуникантов в обществе (официальное общение).
- Количество участников определяет тип коммуникации: межличностная (разговор двух подруг), групповая (общение между одноклассниками на перемене), массовая (телевизионная новостная передача, адресованная широкой аудитории).
Речевая деятельность имеет универсальный характер, поскольку опосредует все другие формы взаимодействия индивидов в обществе: трудовые, познавательные, правовые, экономические и бытовые. Традиционно выделяют следующие виды речевой деятельности: перцептивные (слушание и чтение) и продуцирующие (говорение и письмо). Речевое поведение складывается из последовательности видов речевой деятельности и определяется следующими акустико-артикуляционными и языковыми особенностями:
- Характеристики голоса и интонации (высота и сила, тембр, скорость произнесения слов, общий темп речи, а также интонационно-ритмический рисунок).
- Особенности артикуляции — нормативная артикуляция или искажения в произношении звуков (шепелявость, картавость, замена звуков или их выпадение), чёткое и ясное произнесение звуков или невнятная, смазанная речь.
- Коммуникативные характеристики речи и её качество (соблюдение норм языка, выразительность и богатство речевого содержания, точность и ясность речи, её логичность и непротиворечивость).
- Особенности, характеризующие степень владения языком: словарный запас, использование синтаксических возможностей языка, владение средствами выразительности.
Рассмотрим более подробно социальные факторы, обусловливающие речевое поведение индивидов.
Понятия коммуникативной роли, позиции и статуса участников общения
Из рассматриваемые понятий коммуникативной роли, позиции и статуса коммуникантов наиболее общим является понятие статуса.
Социальный статус — это позиция, занимаемая человеком в обществе, обусловленная его образованием, местом в структуре трудовых и социальных отношений и характеризующаяся набором прав и обязанностей.
У одного индивида может быть несколько социальных статусов: в семье (супруги — дети — родители), в трудовом коллективе (начальник — подчинённый), в спортивных объединениях (тренер — команда), в конфессиональных группах (священнослужитель — прихожане) и проч.
Занимаемый статус определяет и социально-коммуникативную роль — определённый набор правил, стратегий и тактик поведения, присущих данному статусу. Например, в обществе существуют социальные роли учителя, врача, водителя, президента, характеризующие определёнными требованиями и социальными ожиданиями в отношении их носителей, их речевое поведение должно соответствовать определённым нормам (от учителя требуют вежливости, тактичности, высокой речевой и профессиональной культуры, бесконфликтности, врачу предписывается корректное, доброжелательное и внимательное отношение к пациентам, при этом от учителя и врача ожидают обсуждения только тех вопросов, которые входят в сферу их профессиональной компетенции, а не бесед на личные или отвлечённые темы).
В реальной коммуникации социальные статусы и роли постоянно меняются в зависимости от условий общения. Приведём примерный перечень социальных ролей, которые может сменить один индивид в течение дня: на работе это может быть роль преподавателя, дома — жены и матери, в магазине — покупателя, в транспорте — пассажира, на курсах автовождения — курсанта, в банке — плательщика и проч.
В конкретной речевой ситуации учитывается не только статус и роль коммуникантов, но и их позиция. Данный термин может рассматривать в нескольких аспектах:
- Позиция как проявление инициативы в общении: инициатор общения и его адресат.
- Позиция как избранная речевая тактика или стратегия. Выделяются коммуникативные позиции, связанные с проявлением речевой агрессии (угроза, оскорбление, обвинение, укор, упрёк), а также позиции, направленные на установление контакта и достижения целей коммуникации (просьба, согласие, вежливый отказ, комплимент и др.).
- Позиция как синоним статуса (позиция руководителя и подчинённого).
Речевое поведение — сложное, многогранное явление, находящееся в центре изучения нескольких дисциплин (лингвистики, социологии, психологии, этики), включающее как собственно языковые аспекты, так и социальные факторы, влияющие на вербальную коммуникацию индивидов.