Мобильное приложение в языковом образовании
Последнее десятилетие отмечено интенсивным развитием мобильных технологий, которое привело к удешевлению мобильных устройств и их широкому распространению среди потребителей, а также к появлению портативных многофункциональных устройств, не уступающих по своей производительности персональным компьютерам. Использование мобильных устройств и программного обеспечения для них стали практиковаться и в сфере обучения, где они применяются для создания технологии дополненной реальности, продвижения обучающих и развивающих приложений, а также для обучения посредством интернет-платформ.
Мобильное приложение – программное обеспечение для мобильного устройства, разное по предназначению и выполняемым функциям.
В языковом образовании мобильное приложение используется как инструмент речевого развития, а также для продвижения новых образовательных технологий и игровых методов обучения.
Достаточно давно мобильные приложения используются как сервисы онлайн-обучения иностранным языкам. Их преимущественном является простота и удобства доступа к материалам, игровой занимательный формат обучения, а также возможность заниматься самостоятельно в любое время и в любом месте. При этом такие обучающие приложения строятся на базе заданий, способствующих активизации и тренировке всех речевых умений – от говорения и слушания до письма и чтения.
Развитие речевых умений с помощью мобильных приложений
Специализированные мобильные приложения, созданные для обучения русскому языку, появились относительно недавно, однако стали востребованными среди пользователей. Все мобильные приложения, которые предлагаются для работы над изучением русского языка, можно условно разделить на следующие группы:
- Приложения для изучающих русский язык как второй (иностранный).
- Приложения, которые представляют собой электронные «тренажеры» грамотности.
- Приложения-справочники, которые содержат информацию о нормах русского языка в области ударения, произношения, словоупотребления.
- Приложения-словари, содержащие толкование слов.
- Приложения специализированных сайтов и обучающих платформ, нацеленные на подготовку к экзаменам по русскому языку.
Все эти ресурсы доступны в основном бесплатно, за исключением специальных опций, связанных с персональными программами обучения, поэтому учитель может эффективно использовать их на уроке.
Преимуществом применения технологий мобильного обучения через приложения можно считать демонстрацию образовательной и развивающей функции мобильных устройств, а не простое их запрещение во время урока. Многие педагоги и психологи отмечают, что проблема «телефонной зависимости» является чрезвычайно актуальной для современных подростков, мешая им учиться и социализироваться. В этой ситуации запретительные меры выступают как временные и неэффективные, поскольку важно не изъять у подростка телефон, а научить использовать его как инструмент, облегчающий жизнь и расширяющий возможности. В этом могут помочь образовательные приложения, показывающие новые способы использования мобильного устройства.
Учитель может использовать мобильные приложения как для работы в классе, так и дома, адаптируя их под нужды образовательного процесса. Например, словарные приложения могут быть использованы во время лексико-семантической работы при анализе текста или подготовке к творческим работам (написанию изложений, сочинений или эссе). При работе над часто возникающими ошибками целесообразно использовать орфографические «тренажеры», позволяющие автоматизировать правописные навыки. Этот же тип приложений можно использовать как элемент самостоятельной работы на уроке или как дифференцированное домашнее задание. Приложения-справочник можно применять как пособия по совершенствованию речевой культуры, использовать во время повторительно-обобщающих уроков, а также при подготовке к различным формам аттестации, в том числе к экзаменам.
Использование мобильных приложений по русскому языку способствует развитию следующих речевых навыков:
- Использовать слова и сочетания слов в собственной речи в правильном значении.
- Подбирать синонимы к словам, соответствующие стилю и типу текста.
- Находить ошибки и исправлять их, ориентируясь на речевые нормы.
- Опознавать орфограммы и выбирать правильное написание в соответствии с правилами русского правописания.
- Расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.
- Правильно произносить слова и образовывать их формы.
- Работать с языковыми ресурсами и находить с их помощью необходимую информацию.
- Анализировать тексты с точки зрения их соответствия нормам культуры речи.
Мобильное приложение не является универсальным инструментом формирования языковой компетенции, поэтому оно не может полностью заменить иных средств и методов обучения русскому языку. Использование мобильных приложений в учебном процессе носит вспомогательный характер, выступая средством повышения мотивации к учению, формирования интереса к изучению русского языка, а также геймификации процесса обучения.