Развитие письменной речи младших школьников через словарную работу на уроках русского языка
Словарная работа - одно из направлений в начальном языковом образовании, которое включает:
- Пополнение словаря учеников за счёт включения в него новых слов, а также уточнения значения уже известных.
- Обучение использованию слов в речи – устной и письменной – в соответствии с нормами литературного языка и требованиями стиля.
- Освоение лексического богатства русского языка, его выразительных возможностей.
- Формирование правописных навыков путем изучения словарных слов с непроверяемыми орфограммами.
Работа над расширением словаря, формированием устойчивых навыков правописания является важным фактором, определяющим развитие письменной речи ребенка. В процессе работы над значением и написанием слова расширяется предметный и понятийный словарь, формируется представление о возможностях лексической сочетаемости слов, развивается представление о нормативном словоупотреблении, создаётся необходимая база для лексического наполнения синтаксических конструкций, а также вырабатываются умения использовать выразительные возможности лексики – синонимы, антонимы, тропы, фразеологические единицы.
Основные принципы, лежащие в основе словарно-орфографической работы, заключаются в следующем:
- Систематичность и последовательность: эффективность словарной работы зависит от регулярности её проведения, целенаправленности и структурирования процесса овладения лексическими и орфографическими умениями.
- Логичность изучения лексики: целесообразно подходить к пополнению словаря на основе тематического принципа, формируя у учеников представления о значении и написании комплексов слов, а не разрозненные сведения в области лексики и орфографии.
- Направленность на увеличение как количественного, так и качественного состава лексики за счёт расширения значения уже известных слов.
- Контекстный принцип изучения лексики.
- Учет связей с другими разделами языка – морфологией, синтаксисом, орфографией, этимологией, стилистикой.
Словарно-орфографическая работа предполагает изучение парадигматических и синтагматических связей слов. В первом случае ученики выявляют отношения, в которые вступает слово с другими лексическими единицами в языковой системе (синонимия, антонимия, полисемия), во втором – изучается функционирование слов в разных синтаксических конструкциях в окружении других единиц языка.
Методика словарной работы в начальной школе
Лексическая работа осуществляется в несколько этапов:
- Знакомство с новым словом в процессе чтения текста или работы над правописанием. Первоначальное изучение новых слов организуется в форме беседы, в ходе которой выясняется, все ли слова в тексте понятны ученикам, что обозначают непонятные слова, где их можно услышать / употребить и так далее.
- На этапе семантизации вводится значение нового слова. Способы семантизации различны и зависят как от самого изучаемого слова, так и от возможностей класса. Учитель может выбрать репродуктивный путь и познакомить учеников со словарным значением, а может организовать частично-поисковую деятельность учеников по самостоятельному поиску значения путем подбора к слову синонимов, толкования из контекста или словообразовательного анализа.
- Усвоить лексическое значение недостаточно, необходимо включить новое слово в активное словоупотребление. Этому способствует работа по введению слов в речевую практику. Ученики составляют словосочетания с новыми словами, выявляя ограничения их лексической сочетаемости, конструируют с ним предложения, используют его при написании сочинений или изложений.
- Расширение представлений о функционировании слова в лексической системе через выявление его синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Данный вид работы помогает ученикам увидеть системное строение языка, установить связи между его единицами.
- Работа над формированием навыков правописания данного слова. Трудные слова заносятся в личные орфографические словарики, проговариваются вслух, учитель комментирует те места в слове, в которых возможно допустить ошибку. Ученики составляют со словарными словами различные предложения, выполняют осложнённое списывание, пишут словарные диктанты, исправляют ошибки в написании словарных слов.
Вспомогательными приемами работы над новыми словами являются:
- Использование этимологии и этимологического анализа. Привлечение сведений о происхождении слов не только помогает понять их значение, но и иногда содержит объяснение их написания, способствует развитию лингвистических представлений и кругозора учеников.
- Стилистический анализ помогает увидеть особенности функционирования слова с точки зрения отношения его к нейтральному и функционально окрашенному слою лексики. Выявление дополнительных оттенков значения позволяет ученикам понять, в каких контекстах и ситуациях общения применение данного слова является уместным, а в каких - нежелательным или недопустимым.
- Работа с толковым или орфографическим словарем является общим учебным умением. Необходимо приучить учеников обращаться к словарям, в том числе электронным, при возникновении трудностей с определением значения или написания слова, осуществлять проверку написанного по орфографическому словарю.
- Анализ текста предоставляет богатые возможности для словарной работы. Ученики не только знакомятся с новыми словами, но и изучают в контексте особенности их употребления и возможности сочетаемости.
- Игровые формы словарной работы включают разгадывание загадок, составление и решение кроссвордов, подготовку лексических КВН и проч. Данные виды работ являются увлекательными, способствуют развитию познавательных интересов и стимулируют учеников изучать лексические темы.
- Проектная деятельность включает подготовку лексических исследований, словарей одного слова, сообщений о происхождении или значении слов. Данная работа приучает к самостоятельному поиску новых знаний и направлена на развитие творческих способностей.