Общая характеристика уроков по русскому языку
Урок русского языка является базовой формой языкового образования в современной школе, направленной на решение предметно-образовательных задач, воспитание личности и её развитие.
Урок русского языка обладает следующими признаками:
- Целеполаганием, направленностью на достижение образовательного результата. Современный урок решает не только предметные задачи, а нацелен на развитие универсальных учебных действий через формирование коммуникативных, познавательных, организационно-контрольных умений, поиска путей самоопределения личности и её ценностной ориентации.
- Чёткой структурой, логичностью и последовательностью смены видов деятельности, их рациональным чередованием.
- Оптимальным соотношением разных видов речевой деятельности.
- Максимальной вовлеченностью в процесс учеников за счёт применения форм активизации познавательной активности и творческого мышления (введение в структуру урока нестандартных заданий, лингвистических головоломок, проблемных ситуаций, упражнений игрового и творческого характера).
- Дидактическим разнообразием, насыщенностью сведениями и информативностью.
- Практическим характером, ориентацией на освоение знаний через включение в разные виды деятельности.
- Творческим, нестандартным подходом к его проведению. Урок должен стать для ученика образовательным событием, пробудить в нём познавательный интерес к изучаемым явлениям или фактам.
Уроки русского языка можно классифицировать по различным основаниям, но наиболее востребованными являются следующие типологии:
- По ведущей цели, которая реализована в его структуре: 1) открытие новых знаний; 2) развития и совершенствования знаний, способов деятельности; 3) систематизации, обобщения и повторения; 4) контроля; 5) уроки, сочетающие в себе элементы всех перечисленных, - комбинированные.
- По содержанию: бинарные и интегрированные уроки, объединяющие две и более предметные дисциплины.
- По форме: жанровые уроки (урок-путешествие, урок-концерт, урок-экскурсия).
- По ведущей речевой деятельности: уроки развития речи, уроки правописной направленности и уроки, связанные с усвоением грамматических тем.
Независимо от типа урока, применяемого учителем при изучении темы, базовыми остаются следующие структурные элементы:
- Этап целеполагания и планирования.
- Этап актуализации прошлого опыта, необходимого для освоения темы.
- Этап рефлексии и самооценки.
- Этап оценивания.
- Этап формулировки домашнего задания.
Разработка урока по русскому языку
Традиционно разработка урока по русскому языку — это звено в процессе учебно-методической работы учителя, опирающееся на учёт места урока в программе и календарно-тематическом планировании, определение его связи с предыдущими и последующими занятиями, а также положения в структуре темы.
Разработка урока — это процесс, включающий ряд последовательных этапов:
- Определение целей и задач урока. При выборе целей урока необходимо соотносить их с планируемыми результатами. Необходимо помнить, что в современной школе смещён акцент с механического усвоения знаний на выработку функциональной грамотности — умения применять полученные знания на практике в различных ситуациях. Большое значение уделяется развитие метапредметных умений, определяющих коммуникативную, познавательную, операционально-деятельностную и контрольно-оценочную компетенции.
- В соответствии с целями выбирается тот тип урока, который поможет наиболее полно реализовать дидактические задачи.
- Определение структуры урока. На данном этапе, самом трудоёмком, определяется последовательность структурных компонентов урока, формируется их логическая связь, а также распределяются виды деятельности педагога и учеников.
- Отбор содержания материала, определение тех дидактических единиц, которые должны быть усвоены.
- На этапе выбора методов и приёмов происходит отбор ведущих способов обучения на каждом этапе урока, оценивается целесообразность их применения и соответствие содержательному наполнению урока.
- Осуществляется выбор форм организации работы (индивидуальная или групповая), последовательность и частота смены видов речевой деятельности.
- Педагог подбирает наиболее адекватные содержанию методы проверки и оценки знаний и умений, продумывает домашнее задание.
Важными моментами также являются выбор средств наглядности, использование технических возможностей мультимедиа, привлечение дополнительного дидактического материала.
Важной составляющей современного урока является его технологическая карта — представленный в табличной форме наглядный алгоритм урока, демонстрирующий то, какие этапы урока направлены на формирование планируемых результатов обучения.