Радиоклуб как медиажанр: история и современность
В современном обществе с развитием Интернета радио не потеряло своей актуальности как средство массовой информации. Возможность слушать радио с помощью телефона, а также посредством подключения к Интернету обеспечивает людей, давно отказавшихся от традиционных радиоприемников, доступом к радиоэфиру. Кроме этого, радио продолжает играть большую роль в жизни людей старшего поколения, а также в среде автолюбителей, у которых даже есть «свои» радиостанции.
Помимо рекламно-развлекательного и информационного контента, на радио реализуются различные форматы просветительских программ, в том числе и в формате радиоклуба.
Вопрос о жанровой природе радиоклуба можно считать дискуссионным, поскольку он объединяет в себе множество речевых жанров (например, выступление, интервью), поэтому тяготеет к жанровому формату работы радио как средства массмедиа.
Радиоклуб представляет собой относительно устойчивый жанровый формат в рамках радиопередачи на определенную тему, который объединяет постоянную аудиторию слушателей на основе интереса к представленному в программе контенту.
Традиция радиоклуба как жанровой разновидности коммуникации начинается в СССР, когда существовали различные тематические радиоклубы, предназначенные для детей и взрослых. Примерные перечень тематических направлений радиоклубов включал следующие типы программ:
- Радиоклубы, посвященные проблемам речевой культуры.
- Радиоклубы, в рамках которых транслировались радиоспектакли по мотивам известных русских и зарубежных книг.
- Радиоклубы, рассказывающие слушателям о путешествиях и географических открытиях.
- Радиоклубы сказок и познавательно-игровых заданий для детей.
- Радиоклубы, адресованные специалистам (радиоклубы автомобилистов, технических специалистов и проч.).
В современном дискурсе массмедиа радиоклубы представлены значительно меньше, и тематика их меняется в сторону развлекательной. Радиоклубы объединяют слушателей на базе общих интересов:
- Радиоклубы юмористического характера.
- Музыкальные радиоклубы.
- Информационно-аналитические радиоклубы.
- Образовательные и просветительские радиоклубы.
Коммуникативно-речевые и жанровые особенности радиоклуба
Как жанровое образование радиоклуб характеризуется набором черт, присущих речевому жанру, в частности, коммуникативно-прагматической целью, образом мира, способами репрезентации автора и аудитории в пространстве коммуникации, а также определенными речевыми особенностями.
Поскольку современный радиоклуб функционирует в пространстве развлекательных массмедиа, его коммуникативно-прагматическая функция постепенно смещается с информационно-просветительской на развлекательную функцию.
Как правило, радиоклуб имеет четко позиционируемый образ автора – ведущего клуба, который имеет узнаваемые черты языковой личности: манеру речи, темп и тембр голоса, уровень языковой подготовки, иные черты, определяющие особенности его индивидуально-речевых характеристик.
Образ адресата обобщенный, но радиоклуб характеризуется относительно постоянным составом слушателей, поэтому автор-ведущий нередко использует речевые актуализаторы, отсылающие к прошлому или традициям программы: «как несколько выпусков назад», «как всегда», «как у нас принято» и проч.
Образ настоящего в речи ведущего формируется в основном за счет использования глагольной лексики, описывающий события, происходящие в момент речи. Поскольку ведущий не видит слушателей, это помогает подчеркнуть их коммуникативную причастность к программе и ее событиям. Образ будущего актуализируется при планировании автором следующих эфиров, обращении к слушателям с целью привлечь их к прослушиванию очередного выпуска радиоклуба, который происходит с определенной периодичностью.
Коммуникативно-речевые особенности радиоклуба в значительной мере определятся его содержанием, однако в целом современные ведущие на радио стремятся к непринужденному диалогу со слушателями, языковой раскованности, которая достигается за счет использования следующих речевых средств:
- Конструкций разговорного стиля – неполных предложений, инверсии, вопросно-ответной формы подачи материала.
- Слов и выражений непринужденного разговорно-бытового стиля, иногда – сленговых слов.
- Обращений к слушателям, подчеркивающих дружеский характер отношения, сокращение дистанции между автором и адресатом («дорогие друзья»).
- Субъективно-окрашенной лексики, оценочных слов и выражений, помогающих автору передавать различные оттенки речевой экспрессии.
Обязательным компонентом в речи ведущего радиоклуба является самопрезентация как автора, постоянное напоминание слушателям о ведущем и названии программы. Это обусловлено особенностями коммуникации на радио, где отсутствует визуальный или текстовый компонент сообщения, поэтому основная информативная нагрузка лежит на говорящем.
Таким образом, коммуникативно-речевые особенности радиоклуба как жанра отражают его жанровый статус в дискурсе массмедиа и связаны с формально-содержательными особенностями коммуникации на радио.