Профессионально-ориентированный текст и его роль в обучении РКИ
Обучение русскому языку как иностранному на этапе получения профессиональных знаний и навыков ставит перед инофонами и преподавателями задачи, связанные с формированием коммуникативных компетенций в выбранной профессиональной сфере. Это осложняет задачу обучения, поскольку помимо базовых компетенций (языковой, речевой, социокультурной) инофон также должен овладеть навыками профессиональной коммуникации, ее тезаурусом, профессиональной лексикой и терминологией, научиться использовать профессиональную речь для собственного развития как специалиста в выбранной отрасли. Поэтому особую роль в преподавании РКИ в профессиональной сфере занимает работа с текстами, имеющими профессионально-ориентированный характер.
Профессионально-ориентированный текст в преподавании РКИ представляет собой речевое произведение, принадлежащее к сфере профессиональной коммуникации и отражающее ее понятийно-предметное содержание.
Работа с профессионально-ориентированными текстами научно-учебного подстиля представляет ряд сложностей для инофонов и требует специальной подготовки. В частности, основные факторы, которые влияют на понимание профессионально-ориентированных текстов, заключаются в следующем:
- Лингвистическая трудность текстов для инофона, обусловленная наличием специальной лексики, терминов, сложных грамматических конструкций.
- Отражение в подобных текстах системы специальных профессиональных знаний, требующих дополнительной подготовки для их восприятия и понимания.
- Отсутствие необходимой практики в профессиональной деятельности, что влияет на уровень понимания текстов в отрыве от конкретных коммуникативных ситуаций и способов деятельности.
Несмотря на трудности, профориентированные тексты чрезвычайно важны для инофонов, поскольку они закладывают необходимую основу для формирования профессиональных коммуникативных навыков. Для облегчения работы с такими текстами преподавателю необходимо использовать специальные приемы, адаптирующие текст для восприятия инофонов на первоначальных этапах работы с ним.
Работа с профориентированным текстом на занятиях по РКИ
Большую роль в изучении профориентированных текстов играет такой вид речевой деятельности, как чтение. Именно развитые навыки чтения способствуют пониманию информации профессионального характера, которая содержится в данных речевых произведениях. Эффективным методом развития навыков чтения профессиональной литературы выступает стратегиальный подход к чтению, при котором читательская деятельность опирается на претекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии.
Использование претекстовых стратегий позволяет настроить инофонов на восприятие профессионально-ориентированного текста и включает:
- Актуализацию лексики по теме (терминологической и профессиональной).
- Работу с заголовком и выдвижение гипотез о содержании текста, его связи с учебно-профессиональной деятельностью инофонов.
- Рассматривание иллюстративного материала к тексту (таблиц, схем, графиков, диаграмм и проч.) для прогнозирования его содержания.
- Знакомство с ключевыми словами текста (например, в виде «облака слов»), помогающими определить содержание текста на стадии предварительного его изучения (до чтения).
Текстовые стратегии весьма разнообразны и включают разные направления работы:
- Словарная работа нацелена на формирование профессионального тезауруса. Здесь особое значение имеет связь новой лексики с терминами, которые инофоны изучают в учебно-профессиональной деятельности. Необходимо научить использовать при чтении словарь, а также предметные справочники профессионального характера для более полного понимания смысла терминов и профессиональной лексики.
- Работа над грамматическим строем речи включает уяснения структуры сложных конструкций, а также обучение использованию их в речи для обмена профессиональными сведениями.
- Работа над содержанием текста является одной из ключевых, поскольку помогает студенту сформировать общее представление о речевом произведении, понять его ценность для профессионального обучения и развития. Здесь используются разные типы заданий, связанные с пониманием и осмыслением прочитанного. Например, инофонам могут быть предложены разные по уровню сложности вопросы, касающиеся содержания текста, а также различные тесты, квизы для «внимательных читателей». Кроме этого, преподаватель может использовать традиционные формы в виде составления плана, пересказа, составления отзыва или рецензии на основе прочитанного.
- Работа над формальной структурой текста касается изучения его композиции, особенностей расположения частей, роли вставных элементов и иллюстративного материала, а также путей оформления цитат, ссылок на источники. Это развивает культуру использования научной информации, приучает инофонов к правильному оформлению собственных исследовательских работ и анализу текста как совокупности всех его компонентов – вербальных и невербальных.
Таким образом, работа с профориентированным текстом выступает важным видом речевой деятельности, поскольку обогащает словарный запас в профессиональной сфере, развивает навыки восприятия и осмысления информации, а также формирует необходимые профессиональные коммуникативные компетенции.