Трудности в формировании фонетических умений на занятиях РКИ
Фонетические закономерности – наиболее яркое проявление специфики иностранного языка. Усвоенная в родном языке система произношения звуков остается во многих случаях как характерный акцент даже у тех людей, которые в совершенстве овладевают грамматикой и лексикой чужого языка. Это связано с тем, что артикуляционные уклады формируются в раннем детстве, воспроизводятся неосознанно, поэтому их достаточно сложно изменить и автоматизировать при изучении чужого языка. Особые трудности возникают в том случае, если у ученика слабо развит фонематический слух, в его родном языке отсутствуют эквиваленты для звука, который есть в русской фонетике, либо имеются сопутствующие проблемы с письмом и чтением на родном языке.
Эти и другие факторы обусловливают особые сложности в работе над фонетическим строем речи, который включает:
- Постановку звуков в соответствии с системными правилами русской фонетики.
- Развитие артикуляционных навыков, их автоматизацию.
- Формирование правильных интонационных структур предложения.
- Развитие умений, связанных с фонематическим анализом и синтезом.
Работа с фонетикой на занятиях РКИ
Работа по постановке звуков включает несколько этапов:
- Подготовительный этап связан с тренировкой мышц речевого аппарата, необходимых для произнесения этого звука. С комплексом упражнений, которые используются для постановки каждого звука, можно познакомиться в логопедических атласах. При этом можно чередовать специальные упражнения с общими упражнениями, направленными на активизацию мышц речевого аппарат: втянуть губы трубочкой и удержать несколько секунд; растянуть губы в улыбке; поднять кончик языка, выгнув спинку; завести кончик языка за нижние зубы и выгнуть спинку и проч.
- Этап освоения артикуляционного уклада. В идеале проходит перед зеркалом. Сначала преподаватель знакомит ученика с положением артикуляционных органов во время произнесения звука, а потом просит воспроизвести самостоятельно, наблюдая в зеркало за результатом.
- Этап дифференциации необходим для того, чтобы избежать смешения сходных по артикуляционному укладу звуков. Для этого используются упражнения, которые направлены на то, чтобы показать разницу в произношении, а также роли звуков в речи. Например, для дифференциации звуков $[у]$ и $[о]$ необходимо обратить внимание на степень продвижения языка в полости рта вверх или вниз: звук $[о]$ среднего подъема, а звук $[у]$ - верхнего подъема.
- Этап автоматизации звука: сначала звук произносится изолированно, потом в составе слогов, а затем в словах или предложениях. Для автоматизации звуков хорошо использовать скороговорки, чистоговорки, стишки, которые содержат автоматизируемый звук.
Для облегчения запоминания артикуляционных характеристик звуков можно использовать различные игровые техники, которые помогают усвоить новые знания:
- Звуковое лото: на доске или листе бумаги размещаются звуки, звукосочетания (слоги), к которым подготавливаются жетоны. Задача ученика – произнести звук (слог), записанный на жетоне, и разместить его на игровом поле. Задание развивает фонематический слух, умение соотносить графический и звуковой облик слов.
- «Глухой телефон». Игра адаптируется под изучение фонетических тем: ученик получает карточку со словом (слогом), которое он шепотом говорит своему соседу, а тот передает далее по кругу. Задача учеников – передать услышанное как можно точнее, без искажений.
- Работа с карточками: учитель демонстрирует карточки с буквами / словами; задача учеников – назвать букву и соответствующий ей звук в слове.
- «Найди лишнее»: педагог предлагает ряды звуков, различающихся характеристиками, ученику необходимо найти лишний звук в ряду и объяснить свой выбор. Например: $[а \ о \ у \ и \ й \ э]$, лишний звук $[й]$, так как он согласный, а не гласный.
- «Фонетический лабиринт»: необходимо найти лабиринт с картинками, которые обозначаются словами с определенным звуком (такие лабиринты используются в логопедической практике). Далее студент должен пройти лабиринт, правильно произнося все слова.
- «Корзинка»: педагог предлагает ученикам собрать «урожай» в корзинку (коробку), в качестве материала выступают слова, содержащие тот или иной звук. Задача ученика – отобрать слова, соответствующие заданным фонетическим условиям, и заполнить корзинку.
- «Найди меня»: ученику предлагаются звуки и слова, его задача – найти соответствие между звуком и его произношением в слове. Например: звуки $[д’], [д], [а], [й’э]$ и слова «дыня», «деньги», «парта», «ель».
- Сравнение пар слов, различающихся одним звуком (мол – моль, дым – дом и проч.).
- «Фонетические превращения»: задание заключается в том, чтобы превратить одно слово в другое, меняя всего один звук. Например: полка – полька, парта – карта, мыло – ш$[ы]$ло.
Использование различных фонетических упражнений и последовательная работа по постановке звуков поможет сформировать необходимые артикуляционные умения.