Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Работа с фонетикой на занятиях РКИ

Трудности в формировании фонетических умений на занятиях РКИ

Фонетические закономерности – наиболее яркое проявление специфики иностранного языка. Усвоенная в родном языке система произношения звуков остается во многих случаях как характерный акцент даже у тех людей, которые в совершенстве овладевают грамматикой и лексикой чужого языка. Это связано с тем, что артикуляционные уклады формируются в раннем детстве, воспроизводятся неосознанно, поэтому их достаточно сложно изменить и автоматизировать при изучении чужого языка. Особые трудности возникают в том случае, если у ученика слабо развит фонематический слух, в его родном языке отсутствуют эквиваленты для звука, который есть в русской фонетике, либо имеются сопутствующие проблемы с письмом и чтением на родном языке.

Эти и другие факторы обусловливают особые сложности в работе над фонетическим строем речи, который включает:

  1. Постановку звуков в соответствии с системными правилами русской фонетики.
  2. Развитие артикуляционных навыков, их автоматизацию.
  3. Формирование правильных интонационных структур предложения.
  4. Развитие умений, связанных с фонематическим анализом и синтезом.

Работа с фонетикой на занятиях РКИ

Работа по постановке звуков включает несколько этапов:

  1. Подготовительный этап связан с тренировкой мышц речевого аппарата, необходимых для произнесения этого звука. С комплексом упражнений, которые используются для постановки каждого звука, можно познакомиться в логопедических атласах. При этом можно чередовать специальные упражнения с общими упражнениями, направленными на активизацию мышц речевого аппарат: втянуть губы трубочкой и удержать несколько секунд; растянуть губы в улыбке; поднять кончик языка, выгнув спинку; завести кончик языка за нижние зубы и выгнуть спинку и проч.
  2. Этап освоения артикуляционного уклада. В идеале проходит перед зеркалом. Сначала преподаватель знакомит ученика с положением артикуляционных органов во время произнесения звука, а потом просит воспроизвести самостоятельно, наблюдая в зеркало за результатом.
  3. Этап дифференциации необходим для того, чтобы избежать смешения сходных по артикуляционному укладу звуков. Для этого используются упражнения, которые направлены на то, чтобы показать разницу в произношении, а также роли звуков в речи. Например, для дифференциации звуков $[у]$ и $[о]$ необходимо обратить внимание на степень продвижения языка в полости рта вверх или вниз: звук $[о]$ среднего подъема, а звук $[у]$ - верхнего подъема.
  4. Этап автоматизации звука: сначала звук произносится изолированно, потом в составе слогов, а затем в словах или предложениях. Для автоматизации звуков хорошо использовать скороговорки, чистоговорки, стишки, которые содержат автоматизируемый звук.
«Работа с фонетикой на занятиях РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для облегчения запоминания артикуляционных характеристик звуков можно использовать различные игровые техники, которые помогают усвоить новые знания:

  1. Звуковое лото: на доске или листе бумаги размещаются звуки, звукосочетания (слоги), к которым подготавливаются жетоны. Задача ученика – произнести звук (слог), записанный на жетоне, и разместить его на игровом поле. Задание развивает фонематический слух, умение соотносить графический и звуковой облик слов.
  2. «Глухой телефон». Игра адаптируется под изучение фонетических тем: ученик получает карточку со словом (слогом), которое он шепотом говорит своему соседу, а тот передает далее по кругу. Задача учеников – передать услышанное как можно точнее, без искажений.
  3. Работа с карточками: учитель демонстрирует карточки с буквами / словами; задача учеников – назвать букву и соответствующий ей звук в слове.
  4. «Найди лишнее»: педагог предлагает ряды звуков, различающихся характеристиками, ученику необходимо найти лишний звук в ряду и объяснить свой выбор. Например: $[а \ о \ у \ и \ й \ э]$, лишний звук $[й]$, так как он согласный, а не гласный.
  5. «Фонетический лабиринт»: необходимо найти лабиринт с картинками, которые обозначаются словами с определенным звуком (такие лабиринты используются в логопедической практике). Далее студент должен пройти лабиринт, правильно произнося все слова.
  6. «Корзинка»: педагог предлагает ученикам собрать «урожай» в корзинку (коробку), в качестве материала выступают слова, содержащие тот или иной звук. Задача ученика – отобрать слова, соответствующие заданным фонетическим условиям, и заполнить корзинку.
  7. «Найди меня»: ученику предлагаются звуки и слова, его задача – найти соответствие между звуком и его произношением в слове. Например: звуки $[д’], [д], [а], [й’э]$ и слова «дыня», «деньги», «парта», «ель».
  8. Сравнение пар слов, различающихся одним звуком (мол – моль, дым – дом и проч.).
  9. «Фонетические превращения»: задание заключается в том, чтобы превратить одно слово в другое, меняя всего один звук. Например: полка – полька, парта – карта, мыло – ш$[ы]$ло.

Использование различных фонетических упражнений и последовательная работа по постановке звуков поможет сформировать необходимые артикуляционные умения.

Дата последнего обновления статьи: 23.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot