Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические подходы к сущности языка

Психологические подходы к сущности языка

Психологический подход к языку сформировался в языкознании XIX века и основывался на представлении о нем как о психологическом явлении. В зависимости от аспекта рассмотрения природы психологического в языке в нем выделилось два направления:

  1. Социально-психологическое, видевшее в языке выражение социально-психологического содержания.
  2. Индивидуально-психологическое, признававшее в языке только индивидуальное психологическое содержание.

Социально-психологическое направление зародилось в трудах В. фон Гумбольдта, который считал язык вместилищем народной психологии («народного духа»), его интеллектуальных и духовных особенностей. Гумбольдт полагал, что «народный дух» влияет на язык в нескольких аспектах:

  1. Духовная энергия народа обогащает язык, являясь залогом его богатства и разнообразия.
  2. Характер развития языка определяется духовным вектором развития народа, то есть открытостью или закрытостью для внешней деятельности.
  3. Образность языка определяется тем, насколько народ предрасположен к творчеству, открытому проявлению своей созидательной силы.
Статья: Психологические подходы к сущности языка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Идеи Гумбольдта в дальнейшем нашли развитие в трудах Г. Штейнталя, А. А. Потебни и В. Вундта. По их мнению, язык связан с психологией народа, но в то же время его нельзя отождествлять с категориями логики или психологии. Язык – это специфический продукт развития психических и мыслительных структур человека. Между психическим и языковым существует не прямая, а опосредованная связь. Так, психические закономерности, лежащие в основе ассоциации и аналогии, послужили для формирования таких языковых явлений, как метафорический или метонимический перенос. Его основой выступают психические процессы, а результатом – языковые явления.

Первозданным источником сведений о психологии народа в языке являются произведения фольклора, на нем созданные. Этим объясняется интерес психологической школы к исследованию народного творчества как особой формы «фиксации» народного духа в языке.

Во второй половине XIX века концепция социально-психологической сущности языка была пересмотрена в пользу индивидуально-психологического подхода, что нашло отражение в трудах Г. Остхофа, К. Бругмана, А. Лескина, Г. Пауля и других представителей младограмматизма. Согласно их воззрениям, нет никакого «социального» существования языка. Язык существует только в сознании индивида как факт его индивидуальной психической жизни. По своей сути язык является психофизиологическим явлением, которое подчиняется действию законов аналогии, а также ассоциации. Чтобы объяснить, как при существовании множества индивидуальных языков происходит коммуникация между людьми, младограмматики ввели понятие узуса – некой усредненной языковой практики, основанной на общности психологических представлений индивидов, живущих в одно время в одной этнической и социальной среде.

«Психологические подходы к сущности языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Несмотря на серьезные недостатки психологического направления, оно все же сумело поставить вопрос о связи языка и речи с психическими явлениями, заложив основы современной психолингвистики.

Психолингвистика как развитие психологического подхода

В основе психолингвистических представлений о языке лежит его понимание как продукта деятельности, основанной на психофизиологических механизмах порождения и восприятия речи.

Язык, согласно системному взгляду, представляет собой абстрактную систему, однако в реальности мы имеем дело не с абстракцией, а с конкретной речевой деятельностью, которая осуществляется в соответствии с определенными механизмами, имеющими психологическое содержание.

Материальной основой речи являются психофизиологические структуры мозга, позволяющие человеку использовать речь как вторую сигнальную систему. Порождение и восприятие речи – двусторонний процесс, в котором можно выделить все компоненты деятельности: стадию мотивации, целеполагания, реализации, контроля. Это обусловил интерес к исследованию психологических механизмов, лежащих в основе речевого акта. Было установлено, что речи предшествует коммуникативное намерение – интенция говорящего, который использует речевое сообщение для достижения иных, не связанных с речевой практикой целей. Намерение говорящего влияет на отбор языковых средств и построение высказывания. В то же время слушающий, который воспринимает это сообщение, имеет собственные коммуникативные ожидания относительно данного сообщения, что позволяет ему интерпретировать их соответствующими образом.

Психолингвистика также изучает, как категории языка влияют на формирование мыслительных категорий. В частности, рассматривается роль языковых структур и явлений (например, метафоризации) в формировании познавательных категорий и обобщений.

Таким образом, психологический подход в языкознании остается продуктивной сферой исследования связи языка с человеческой психикой.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot