Методобъдинение учителей-предметников (МО): понятие, функции, структура
В деятельности педагогов-словесников большую роль играет методическая подготовка, которая позволяет оставаться в курсе последних изменений в сфере образования, обобщать и систематизировать свой опыт и опыт коллег, использовать достижения методики преподавания школьникам русского языка, а также литературы. С целью содействия методическому развитию педагогов в школах организуется работа методобъединений учителей русского языка.
Методическое объединение педагогов-предметников представляет собой форму организационно-методической работы по трансляции опыта и выработке единых методических подходов к преподаванию.
Деятельность методобъединения осуществляется в соответствии с планом работы МО, который утверждается в начале учебного года. Календарный план работы методического объединения – типовой документ, который определяет содержание работы членов МО. Помимо этого, в документации школы существуют положения об организации методобъединений (предметных кафедр), которые содержат цели и задачи этих структур, определяют их функционал и содержание их деятельности в образовательной организации.
Методическое объединение педагогов-словесников в составе методической службы школы имеет собственный статус, который определяется следующими параметрами:
- Возглавляет методобъединение председатель или руководитель МО, который выбирается из числа педагогов-словесников школы на один учебный год (или переизбирается повторно).
- Членами МО являются учителя русского языка образовательной организации, поэтому его состав относительно постоянен.
- Методобъединение является частью методической системы школы и участвует в деятельности (заседаниях) педагогического совета школы.
- Педагогический совет подчиняется администрации школы.
- На уровне межшкольного взаимодействия методобъединение школы принимает участие в деятельности районного (городского) методобъединения педагогов-словесников.
Работа методобъединения учителей-словесников в общеобразовательной школе
Работа методобъединений педагогов-словесников касается следующих вопросов:
- Разработка учебных программ преподаваемых дисциплин.
- Обсуждение вопросов, связанных с повышением успеваемости и качества преподавания русского языка и литературы в школе.
- Изучение и анализ состояния учебно-методической деятельности, а также инноватики в сфере лингвометодики.
- Обмен педагогическим опытом в целях повышения мастерства преподавания.
- Оказание необходимой консультативной и методической помощи молодым педагогам.
- Организация внтуришкольного повышения квалификации педагогов русского языка и литературы.
- Подготовка к аттестации учителей русского языка с помощью обучения, разработки портфолио.
- Содействие развитию речевой культуры обучающихся школы за счет информационно-просветительской работы.
- Организация и проведение открытых мероприятий по русскому языку и литературе.
- Выработка принципов работы с одаренными учащимися, по предмету (конкурсы, олимпиады).
- Профилактика трудностей, возникающих у учащихся групп риса (например, у детей, имеющих речевые нарушения, детей-инвалидов, а также учеников, не успевающих по русскому языку и проч.).
Основная форма работы методобъединения учителей-словесников – заседание МО. На заседании методического объединения обсуждаются вопросы, связанные с организацией методической работы по предмету, например:
- Вопросы разработки содержания и структуры образовательных программ.
- Планирование и содержательное наполнение курсов внеурочной деятельности.
- Способы повышения качества преподавания русского языка и литературы в школе.
- Организация общешкольных мероприятий лингвистической или литературоведческой направленности.
- Утверждение планов работы методобъединения.
- График аттестации педагогов-словесников.
- Формы и методы контроля качества преподавания внутри школы.
- График проведения и анализа открытых уроков учителей-словесников и др.
Помимо этих направлений работы, члены МО также участвуют в создании обычно банка (базы) учебно-методических материалов, которые могут быть использованы педагогами в работе. Он включает учебно-методические пособия, дидактические материалы, поурочные разработки и проч. Также в рамках работы МО определяются темы для самообразования, которые разрабатываются педагогами в рамках индивидуально-методической работы по предмету.
В последнее время традиционные методические объединения в школах заменяются предметными кафедрами, осуществляющими учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность в рамках своего профиля. Иногда методическое объединение учителей-словесников не выделяется в отдельную кафедру словесности, а входит в состав гуманитарной кафедры, что связано с организационными вопросами управления методической работы в конкретной школе.
Несмотря на изменения в структуре и статусе методических объединений учителей-словесников, они продолжают оставаться значимой частью методической службы школы и организационным звеном учебно-методической работы в сфере преподавания русского языка и литературы.