Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Прямая речь: особенности пунктуации

Прямая речь и ее функции в коммуникации

В процессе общения у говорящего / пишущего возникает необходимость передать высказывание какого-либо лица дословно. В данном случае адресант сталкивается с проблемой передачи чужой речи, ее грамматического и пунктуационного оформления.

Определение 1

Прямая речь – это особый тип организации коммуникативной структуры, при котором говорящий или пишущий передает содержание высказывания другого лица дословно, с сохранением особенностей авторской речи: содержательных, структурных и интонационных.

Например, А.П. Чехов писал: «В человеке все должно быть прекрасно». «Красота спасет мир», - утверждал один из героев Ф. М. Достоевского. Хочется в этой ситуации вспомнить слова И. А. Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Иногда прямую речь передают не дословно, а с изменениями. В данном случае говорят о косвенной речи. Ее отличия заключаются как в способах пунктуационного оформления, так и в грамматической структуре.

Данные конструкции надо отличать от несобственно-прямой речи, сущность которой заключается в том, что формально содержание и структура чужого высказывания сохраняются, но передаются от лица автора высказывания (рассказчика), соединяясь с его собственной речью. В качестве особого приема организации художественной речи данные конструкции используются в художественной литературе при изображении внутреннего мира героев, их переживаний, чувств, размышлений.

Если конструкции с прямой речью содержат две части (авторские слова и высказывание лица, переданное дословно), то конструкции с косвенной речью по структуре чаще всего соотносятся со сложноподчиненным предложением.

Например: «Чтение – вот лучшее учение», - как-то отметил А. С. Пушкин. А. С. Пушкин как-то отметил, что чтение является лучшим учением.

«Прямая речь: особенности пунктуации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Функции прямой речи в коммуникации разнообразны:

  • использование ее при цитировании каких-либо авторов;
  • передача диалогов, монологов действующих лиц в художественном произведении;
  • дословное воспроизведение чьих-либо слов, высказываний в общении, когда необходимо сохранить особенности авторской интонации и оформления.

Структура предложений с прямой речью

В структуру предложений с прямой речью входят две части:

  1. Слова автора (могут находиться в препозиции, постпозиции или в срединном положении).
  2. Речь лица, которому принадлежит высказывание.

При этом, как уже отмечено, части могут занимать различное положение относительно друг друга. Например: Я воскликнул: «Вот бы мне такую машину!» (препозиция авторских слов и постпозиция прямой речи). «Где же он спрятался?! – гадали мальчики (препозиция прямой речи). «Я, как ты сам видишь, - заметил мой собеседник, - давно уже отошел от дел» (срединное положение слов автора).

Структурно предложения с прямой речью отличаются от конструкций с косвенной:

  1. В первом случае мы имеем дело с двухчастной структурой, каждая из частей которой характеризуется своим собственным оформлением (грамматическим, орфографическим). Например: Я поинтересовался: «Когда мы приедем домой, можно я схожу к своему старому другу?» (В целом предложение повествовательное, но высказывание лица, переданное в прямой речи, – сложное предложение вопросительное по цели высказывания).
  2. Во втором случае перед нами сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным. Вторая часть обычно присоединяется союзами «что», «чтобы», «будто», а также частицей «ли» и союзными словами (кто, что, какой). Например: Я поинтересовался, смогу ли я навестить старого друга, когда мы приедем домой (сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных).

Прямая речь - особенности пунктуации

Особенности пунктуационного оформления предложений с прямой речью обусловлены их структурой. В зависимости от взаимного расположения частей и позиции слов автора относительно высказывания лица, выделяют ряд случае постановки знаков препинания:

  1. Препозиция слов автора.
  2. Постпозиция авторских слов.
  3. Срединное (внутренне) их положение.

Рассмотрим каждый случай отдельно. В первом случае мы наблюдаем следующие варианты пунктуации:

  1. Ребенок продолжал плакать и просить: «Возьми меня с собой, пожалуйста!»
  2. Солдат спросил: «И давно вы здесь?»
  3. Мой оппонент спокойно возразил: «Я не согласен с вашей точкой зрения».

Во втором случае, когда слова автора находятся в постпозиции, выделяют следующие типы пунктуации:

  1. «Где же ты был так долго?» - удивился мальчик.
  2. «Наконец-то ты пришел!» - радостно закричали дети и гурьбой кинулись ко мне.
  3. «Я не приду на это собрание», - сказал он.

Сложнее пунктуационные правила при срединном положении слов автора, когда они включаются в структуру высказывания лица, разрывая ее:

  1. «Я не про это, - заметил Павлик, - ты меня не так понял».
  2. «Ура! – воскликнул я. – Мы едем в Крым!»
  3. «Неужели? – удивился он. – Я не думал про этот вариант».
  4. «Простите меня, - искренне извинился он. – Я вас обидел, но, клянусь, не хотел этого».

Особняком стоит пунктуации при диалоге:

$-$ Эй! – окликнул меня кто-то.

Я обернулся.

$-$ Простите, - опешил незнакомец, - я обознался.

Я кивнул и сказал:

$-$ Ждете кого-то.

Незнакомец тоже кивнул, но ничего не сказал.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot