Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пунктуация как показатель речевой культуры

Общая характеристика пунктуации и её функции

Определение 1

Пунктуация представляет собой один из практико-ориентированных разделов языкознания, занимающийся вопросами правильного членения предложения на письме.

В устной речи членение высказывания на более мелкие единицы (синтагмы) обусловлено как особенностями артикуляции и речевого дыхания, так и интонационно-ритмическим рисунком и смысловой организацией предложения. Повышением или понижением основного тона, дополнительной паузацией выделяются те части высказывания, которые наиболее значимы в смысловом отношении или на которые говорящий желает обратить внимание.

Письменная речь лишена возможности передавать смысловые оттенки при помощи интонационных средств, однако в ее распоряжении существуют иные средства - знаки препинания.

Статья: Пунктуация как показатель речевой культуры
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Как показывает история развития русской письменности, знаки препинания существовали не всегда и возникли постепенно, вероятно, с более широким распространением письма и появлением книгопечатания. В настоящее время в русской графической системе насчитываются три группы пунктуационных знаков:

  1. Выполняющие функцию завершения. Данные знаки ставятся в конце предложений и маркируют его границы относительно других высказываний. К ним относятся точка, которая используется преимущественно в повествовательных предложениях, а также многоточия и вопросительный и восклицательный знаки: Я пойду в кино. Я пойду в кино! Я пойду в кино?
  2. Выполняющие функцию выделения каких-либо частей текста, например, прямой речи, вводных и вставных конструкций, а также обращений и междометных слов: Он поморщился от досады и заметил: " Сделанного не воротишь". Ты, конечно, меня не послушаешь. В три часа подали обед (когда не было гостей, обедали рано), и семейство собралось за дубовым столом в гостиной. Ванька, иди сюда! Эгей, кто там? Как видно из примеров, в этом случае используются кавычки, скобки, реже тире, а также запятая. К случаям выделения относится также постановка запятых при полупредикативных оборотах: Глядя на горы, он несколько раз громко вздохнул. Гора, одетая в снеговую шапку, мрачно высилась над нами.
  3. Выполняющие функцию разделения в сложных по структуре синтаксических единицах (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие): Маша обернулась: навстречу ей шел незнакомец. Поспеет ягодка - готовь кузовок. По небу неслись черные тучи, и громко хлопал открытой калиткой ветер.
«Пунктуация как показатель речевой культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все многообразие случаев пунктуации, существующее в русском языке, может быть обобщено следующим образом:

  • знаки, преимущественно используемые в грамматических целях (для обособления полупредикативных оборотов, а также для разделения частей сложных синтаксических конструкций).
  • знаки, несущие интонационно-смысловую нагрузку (например, знак вопроса, восклицания).
  • знаки, используемые в авторских целях для выделения или подчеркивания какого-либо фрагмента текста: По небу медленно ползли облака - тяжёлые, неповоротливые. Ты мне слова не даёшь сказать - переживаешь!

Многообразие случаев постановки знаков препинания и их грамматическая функция рождает проблему пунктуационной грамотности как критерия правильности письменной речи.

Пунктуация как показатель речевой культуры

В области культуры речи с пунктуацией связаны как ее правильность, так и выразительность, поскольку знаки препинания способны формировать интонационно-ритмический рисунок фразы. Ср.: Как ты не сделал этого?! Как, ты не сделал этого?!

Определение 2

Базовым понятием является пунктуационная норма, представляющая собой совокупность правил, определяющих постановку знаков препинания в различных по типу синтаксических конструкциях.

Вопрос об обязательном соблюдении всех пунктуационных норм является дискуссионным, поскольку употребление некоторых знаков факультативно. Тем более, многие русские классики известны случаями индивидуального авторского употребления знаков препинания, которые не укладываются в границы правил.

Для решения этого вопроса было предложено понятие факультативности знака препинания. Оно предполагает необязательность постановки знаков или их взаимозаменяемость: Возьми новый кожаный портфель (запятая при определениях не ставится, так как они, по замыслу автора, не являются однородными: слово "новый" относится к сочетанию "кожаный портфель"). Возьми новый, кожаный, портфель (выделение связано с желанием подчеркнуть, что старый портфель был не кожаным). Большинство случаев факультативной постановки знаков препинания должно рассматриваться в контексте, поскольку это позволяет сделать выбор в пользу однозначного пунктуационного решения.

К наиболее частым случаям нарушения пунктуационных норм относятся те, которые связаны со сложными моментами в использовании пунктуационных знаков:

  1. Постановка их при однородных определениях. Зачастую понятие однородности формируется контекстом: в качестве однородных могут выступать определения, которые объединяются по критерию художественного единства, метафоричности, общего впечатления, производимого на читателя: По небу быстро неслись тяжёлые, свинцовые, зловещие облака. Домик был крохотный, темный, с маленькими, подслеповатый окошками.
  2. Пунктуация при полупредикативных оборотах. Сложности связаны с обособлением различных видов определений, в том числе с постановкой знаков препинания при сочетании в одном ряду согласованных и несогласованных определений: Ребенок, тепло одетый, в сапогах, в шубе, все равно мерз. - Ребенок в сапогах, в шубе все равно мерз (в первом случае обособление обусловлено позицией несогласованных определений в одном ряду с согласованным, во втором отсутствие обособления связано с изменением синтаксической роли указанных слов).
  3. Пунктуация на стыке синтаксических конструкций, а также союзов. Это наиболее трудный случай пунктуации, при котором наблюдается, например, сочетание знаков препинания (тире и запятая): Человек, который не ценит своих родителей, - жалкий пример для подражания. Ильин потянул за вожжи, и, когда коренной почувствовал твердую руку, телега поехала быстрее.
  4. Пунктуация в полипредикативных конструкциях. В сложных конструкциях с разными видами связи встречаются разные знаки препинания, в том числе точка с запятой, двоеточие и тире: Где-то вдали глухо рокотал гром, ворчливо ухая за рекой; деревья, охваченные тревогой, шумели и клонились к земле; потянуло свежестью: вдали уже шел дождь.

Соблюдение пунктуационных норм в письменной речи отражает понимание пишущим особенностей строения предложения, его структуры и внутренней организации и свидетельствует о высоком уровне речевой культуры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot