Пространственные метафоры: понятие, виды, семантика
Метафорическая лексика с общей семантикой «пространство» является важной частью языковой картины мира, поскольку лингвистическая репрезентация пространственных представлений отражает специфику национального мировидения. Как отмечала А. А. Потебня, один из крупнейших исследователей проблемы внутренней формы слова, на начальных этапах существования языка ему присуща внутренняя образность, ассоциативность, метафорический характер познания действительности через призму языковых представлений. Это положение соотносится с полученными современной когнитивистикой данными, касающимися метафоры как одной из универсальных категорий когнитивной сферы. Метафора формирует способы репрезентации внеязыкового содержания в слове путем создания ассоциативных связей, что отражается и на характере развития ментальных структур, отвечающих за становление образной картины мира.
Пространственные метафоры представляют собой образно-ассоциативные категории, имеющие локативную семантику.
Наиболее репрезентативная часть языка, содержащая различные пространственные метафоры, представлена идиоматическим словам и выражениям, которые выступают в качестве национально специфических единиц передачи смысла.
Древнейшие представления о пространстве, сформировавшиеся на основе мифологической модели мира, предполагают актуализацию двух пространственных локусов:
- Центра как образа сакрального пространства, обжитого и не враждебного человеку.
- Периферии, которая предстает как «чужое» пространство, которое враждебно человеку.
С образом пространственной периферии в русской идиоматике соотносятся следующие выражения: «у черта на куличках», «куда Макар телят не гонял», «за тридевять земель», «семь верст киселя хлебать», «на краю света», «куда ворон костей не таскал». Метафорический образ, лежащий в основе этих идиом, - пространственная удаленность и, как следствие, недостижимость пространства.
Образ центра в русской идиоматике представлен нескольким оппозициями, актуальными для мифологического сознания: верх – низ, право – лево. Представление об обжитом, понятном пространстве выражается с помощью выражений «рукой подать», «за огородами», «в двух шагах», «под рукой», «под носом», которые формируют пространственной близости, измеримости пространстве с помощью человеческих усилий.
Представление о положительной семантике «верха» в русской идиоматике представлено выражениями, в которых появляется метафора «неба» как идеала: «быть на седьмом небе», «превозносить до небес», «спуститься с небес на землю». Сюда же относится и группа библейских по происхождению идиом, которые органично вписались в общую метафорическую картину русского пространства: «ждать как манны небесной», «попасть в Царствие небесное» и проч.
Семантика пространственного «низа» связана с отрицательными коннотациями: «спуститься с небес на землю», «идти ко дну», «катиться по наклонной», «провалиться в преисподнюю», «провалиться в тартарары». Пространственные метафоры, соотносящиеся с семантикой «низа» в русской идиоматике, имеют значение убыли, недостатка, уничтожения или забвения.
Не мене важны в формировании пространственных метафор образы «право – лево». Так, идиомы «туда и сюда», «и там и сям», «налево и направо» обозначают беспорядочное движение, пространственную неопределенность, пагубную для человека и мира. В мифологическом сознании правая сторона наделялась положительной семантикой, отсюда – библейский фразеологизм – «посадить по правую руку», означающий благую участь. Наоборот, левая сторона ассоциируется с отрицательной семантикой: «ходить налево» (нарушать супружескую верность), «с левой ноги встать» (быть в дурном расположении духа), «левые мысли» (посторонние, отвлекающие или соблазняющие размышления).
Роль пространственных метафор в русских идиомах
Анализ идиом, содержащих пространственные метафоры, позволяет сделать вывод об их функционировании в русской языковой картине мира:
- Метафорические образы с пространственной семантикой организуют пространственные противопоставления по основным оппозициям: центр – периферия, верх – низ, правой – левой.
- Метафора периферийного локуса связана с представление об удаленности и недостижимости пространства, наоборот, метафора центрального пространства показывает его доступность и измеримость.
- Метафорический образ «верха» сохраняет пространственные представления об идеальном (райском) пространстве. В то время как образ «низа» ассоциируется с отрицательной семантикой (уничтожение, убыток).
- Пространственное противопоставление «право – лево» формирует ценностную метафору, связанную с представлениями о должном или недолжном поведении. Так, локус «левого» связан с чем-то предосудительным, противозаконным. Наоборот, локус «правого» ассоциируется с истиной, правдой, правильным поведением.
Таким образом, пространственные метафоры в национальной языковой картине мира играют роль лексико-семантических категорий, и их роль в русских идиомах заключается в создании миромодели, отвечающей первичным народным представлениям об устройстве мира и его связи с жизнью социума.