Общая характеристика орфографической работы
Знание орфографических правил и умение их применять являются важной частью общей грамотности ученика и показателем уровня развития его письменной речи.
Система работы по орфографии осуществляется в нескольких направлениях:
- Формирование предпосылок для успешного овладения орфографическими нормами. Сюда входит изучение разделов языкознания, являющихся базовыми для курса правописания. Так, знакомство с фонетикой помогает понять особенности изменения звуков в потоке речи, которые редко отражаются на письме. Знания в области морфемики вооружают учеников сведениями о строении слова, типах морфем, их разновидностях, знакомят с наиболее часто повторяющимися словообразовательными средствами (неизменяемыми приставками, суффиксами), которые отражаются на письме единообразно. Сведения в области морфологии помогают при установлении частеречной принадлежности слов, что важно при изучении правописания НЕ с лексемами, а также правильного написания союзов, частиц, выборе одной и двух букв Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
- Формирование орфографической зоркости как умения видеть в слове те позиции, где возможно допустить ошибку, а также умений обнаруживать ошибки в собственных работах и корректировать их.
- Развитие слуховой, зрительной и речедвигательной памяти как психофизиологической основы становления орфографических навыков.
Работа по орфографии включает ряд последовательных этапов:
- Знакомство с орфограммой и условиями её выбора, то есть формирование понятия о конкретной орфографической норме.
- Отработка умения находить орфограмму в словах, а также в предложении и тексте.
- Формирование умений применять изученное правило (норму) на практике.
- Автоматизация умений и их закрепление в письменной речи учеников.
Из приведенного алгоритма видно, что программа формирования орфографических навыков включает ряд умений опознавательного, аналитического, классифицирующего и синтетического характера. Сложности в работе по формированию этих умений появляются в результате действия различных факторов:
- Недостаточная языковая подготовка, неумение вычленить состав слова, проанализировать его произношение, определить частеречную принадлежность.
- Проблемы с развитием фонематического слуха.
- Дисграфия, проявляющаяся в стойком нарушении письма, не обусловленном орфографической безграмотностью.
- Слабое развитие логического мышления, операций анализа и синтеза.
Важной частью орфографической работы является систематическое повторение изученных орфограмм, а также комплексная отработка допущенных учениками ошибок.
Программа изучения состояния сформированности орфографических навыков
Вопрос выявления уровня развития орфографических навыков является методической проблемой. Суть её состоит в том, чтобы предложить комплекс практических рекомендаций по диагностике и коррекции ошибок правописания. Такая диагностика должна носить не случайный, а системный характер, осуществляться регулярно.
Программа изучения степени сформированности орфографических навыков включает следующие действия:
- Проведение диагностики обученности. Такая диагностика осуществляется методами текущего контроля с применением различных форм: проверка домашнего задания, ответ у доски, тестирование, словарный диктант, различные виды обучающих диктантов, осложнённое списывание. Целью этой диагностики является выявление пробелов в знаниях и составление плана их восполнения.
- Отбор содержания работы по развитию орфографических навыков, поиск наиболее эффективных приемов и методов коррекции ошибок и дальнейшего формирования орфографической зоркости и правописных навыков.
- Разработка маршрутов коррекции орфографических навыков. Здесь необходимо отталкиваться от тех причин, которыми вызваны орфографические трудности. Если они связаны со слабым знанием других разделов языка, необходимо актуализировать информацию о них в сознании учеников. Если же проблемы связаны со слабым знанием правил, необходимо провести работу по их разбору и систематизации. Трудности, вызванные речевым недоразвитием, должны корректироваться логопедом.
- Внедрение плана работы по совершенствованию орфографических навыков в обучение. Необходимо организовать структуру урока так, чтобы выделить время орфографической работе, более тщательно контролировать выполнение требований единого орфографического режима, добиваться, чтобы учащиеся не просто "вставляли пропущенные буквы", но и объясняли условия выбора орфограммы. Ученикам с разным уровнем подготовки целесообразно предлагать индивидуальные задания различного уровня сложности.
- Обучение навыкам орфографического самоконтроля. Умение видеть свои ошибки - базовая составляющая грамотности, поэтому нужно использовать упражнения и задания, направленные на обнаружение и исправление ошибок: прием "Лови ошибку", игру "Корректор", приемы взаимопроверки и проч.
- Анализ хода реализации программы, определение результатов проделанной работы и корректировка дальнейшего обучения.
Последовательная реализация данной программы позволяет не только определить уровень сформированности орфографических навыков, но и вовремя преодолеть имеющиеся в обучении трудности.