Проблемы разграничения написания слов «сплеча» и «с плеча» в русском языке
Русское правописание объективно считается одним из самых сложных разделов языкознания, поскольку предполагает не только знание правил и исключений, но и учет иных факторов, влияющих на написание. В частности, речь идет об умении применять контекстный анализ, соотносить речевое окружение слова с его синтаксической функцией, учитывать особенности грамматического значения слов и их форм.
Сложности русского правописания связаны с существованием омофонов – слов, которые имеют сходное звуковое строение, но различное графическое начертание. Существование в языке омофонов объективно усложняет выбор верного варианта написания, поскольку обусловливает необходимость различения омофонов, определения семантики формы и ее графического облика, который выражает данное лексико-грамматическое значение.
Типичный пример дифференциации омофонов при выборе правильного варианта написания слов - написание слов «сплеча» и «с плеча» в русском языке. Разграничение написания данных слов связано с разными факторами, влияющими на их орфографический облик:
- Принадлежность к разным лексико-грамматическим разрядам. Так, слово «сплеча» является наречием и пишется слитно. Сочетание предлога и существительного «с плеча» пишется раздельно по общему правилу о написании предлогов со знаменательными словами. Например: Не руби сплеча – не решай сгоряча (сплеча – наречие). Он скинул сюртук с плеча, и обнажилась обширная, кровоточащая рана (с плеча – сочетание предлога и существительного).
- Разное значение. Чаще всего наречие имеет семантику «сильно, наотмашь; не подумав, сгоряча», в то время как сочетание предлога и существительного имеет пространственное значение и указывает на локацию (расположение). Например: ударить сплеча; рубить сплеча – скинуть руку с плеча, снять пылинку с плеча.
- Различная лексико-грамматическая сочетаемость. Наречие «сплеча» примыкает к глаголу и является обстоятельством образа действия, а сочетание предлога с существительным «с плеча» выступает в роли дополнения, реже – обстоятельства места (управляется глаголом). К примеру: рубить сплеча, бить сплеча, хлестать сплеча – стряхнуть с плеча, сбросить с плеча.
- Способность к употреблению в составе устойчивых сочетаний. Так, наречие «сплеча» употребляется в составе устойчивого сочетания «рубить сплеча», в то время как сочетание предлога с существительным «с плеча» встречается в свободных сочетаниях.
Работа над дифференциацией орфографического облика слов «сплеча» и «с плеча» в школе
Учитывая данные факторы, необходимо акцентировать внимание учащихся при изучении орфографии на существовании омофонов и вариантов различного написания слов. При этом для выработки умения использовать контекстный анализ для определения особенностей написания слов учитель может использовать различные упражнения, в том числе на разграничение написания наречия «сплеча» и предложно-падежного сочетания «с плеча». Например:
- Проанализируйте предложения: Никогда нельзя рубить сплеча: решения необходимо принимать, взвешивая все обстоятельства. – Он решительно сбросил руку бывшего друга с плеча и оттолкнул его. Объясните, почему в указных предложениях слова «сплеча» и «с плеча» пишутся по-разному. Определите, от каких условий зависит слитного или раздельного написания.
- Сравните наречие «сплеча» и предложно-падежное сочетание «с плеча». Определите их лексическое значение, используя толковый словарь. Подберите примеры употребления данных слов контексте, выявите их синтаксическую функцию и возможности сочетания с другими словами. Объясните условия выбора слитного и раздельного написания.
- Подберите синонимы к наречию «сплеча» и предложно-падежному сочетанию «с плеча», составьте с ними предложения (или словосочетания), объясните написание.
- Перепишите предложения, раскройте скобки, определяя условия выбора слитного и раздельного написания слов «сплеча» и «с плеча»: Он ударил его (с)плеча, и пленник покачнулся и упал. Он долго стоял перед зеркалом, стряхивая (с)плеча невидимые пылинку. Рубить (с)плеча в таком важном деле, как дружба нельзя. (С)плеча съехал криво наброшенный пиджак и упал в грязь.
- Составьте предложения с наречием «сплеча» и предложно-падежным сочетанием «с плеча», соблюдая условия слитного и раздельного написания слов.
- Выберите в Национальном корпусе русского языка контексты, где представлено наречие «сплеча», а также примеры, в которых встречаются сочетания предлога с существительным «с плеча». Объясните, по каким признакам вы проводите разграничение лексико-грамматической принадлежности слов. Укажите, как грамматический статус слов влияет на их написание.
Подобные задания способствуют формированию умений орфографического анализа, помогают развить представления о системных связях различных языковых уровней, в том числе грамматики и орфографии, лексики и орфографии.