Метаязык лингвистического описания
В последнее время наблюдается интерес лингвистики к проблеме изучения языков разных научных областей, поскольку языки наук обеспечивают не только эффективность профессиональной коммуникации, но и точность познания и описания феноменов реальности.
Центральной проблемой лингвистических дискуссий в этой сфере является вопрос о метаязыке лингвистического описания, который базируется на терминологии языкознания. Терминологический аппарат лингвистики, как считают многие языковеды, не соответствует критериям организованности и, упорядоченности и семантической безупречности. Это обусловлено разными причинами. С одной стороны, это связано с объективной сложностью явлений языка, которые описываются с помощью терминов языкознания, с другой – с различным пониманием терминов языковедами, являющихся представителями разных лингвистических школ и течений.
Метаязык лингвистики – это не отдельное языковое образование, а часть научной терминологии, выполняющей специализированные цели и функции:
- Номинация фактов и явлений, которые имею научное значение для познания языка и его описания.
- Познание явлений лингвистического характера через их отнесение к классу уже известных понятий путем номинации, которая в данном случае выступает одновременно и классификацией.
- Обеспечение профессионального общения между языковедами.
Проблема метаязыка лингвистического описания
Сущность метаязыка лингвистики заключается в некоторой парадоксальной направленности языкознания на свой собственный объект.
Метаязык – это знаковая система, специально созданная для описания и изучения языка.
Сложность и неоднозначность метаязыка лингвистического описания заключается в том, что у лингвистики нет других инструментов для описания своего объекта кроме средств самого языка. Это порождает следующие проблемы:
- Проблему необходимости разграничивать собственно объект лингвистики и метаязык, который служит для изучения объекта – естественного языка во всем многообразии его проявлений.
- Проблему истинности и надежности метаязыка в качестве средства научного описания.
- Проблему специфики процесса познания в лингвистике, которая относится к сфере гуманитарного знания и базируется на описательных методах.
Лингвисты, занимающиеся проблемой метаязыка языкознания, изучают его в нескольких аспектах:
- структурном, основанном на выявлении его строения, а также черт сходства и различия с естественным языком;
- функциональном, который предполагает рассмотрение его использования в познании языка;
- коммуникативном, базирующемся на изучении его как средства профессионального общения.
Исследования, которые осуществлялись в области изучения метаязыка лингвистики, показали, что он базируется на единицах естественного языка и в целом совпадает с ними по строению и функциям. Он обладает системностью, которая обусловлена требованиями единства понятийного аппарата, абстрактным характером, эталонностью, прикладным характером, однозначностью содержания, искусственностью, а также обязательно предполагает письменную форму фиксации.
Основой метаязыка лингвистики выступают лингвистические термины, которые представляют собой специальные слова и их сочетания, служащие для обозначения понятий языкознания. В лингвистике используется как общенаучная терминология (например, анализ, система, структура, закономерность, принцип), так и собственно лингвистическая, которая имеет разное происхождение. Большинство терминов грамматики пришло в языкознание из трудов древнегреческих ученых. Другие понятия лингвистики имеют индивидуально-авторское происхождение и были ведены в научный оборот конкретными учеными. К числу таких понятий можно отнести, например, термин «языковая картина мира», «языковая личность» и проч.
Функциональный аспект изучения метаязыка сближается с рассмотрение терминологии, однако связан с исследованием возможностей создания универсальных лингвистических понятий, которые помогли бы преодолеть терминологическую избыточность. Такие попытки неоднократно предпринимались, однако построение единого метаязыка сталкивается с рядом трудностей, к которым можно отнести наличие определенных традиций бытования терминов, национальную специфику терминологической базы, а также рост новых отраслей языкознания, которые нуждается в собственной терминологической базе.
Изучение метаязыка в аспекте его использования как средства коммуникации тесно связано с понятием эффективности профессионального общения. В частности, разнобой в употреблении терминов, разная их трактовка представителями различных лингвистических школ затрудняет профессиональное общение или делает его невозможным. Поэтому важность единства понимания и трактовки терминов важна для достижения согласия по принципиальным вопросам изучения языка.
Таким образом, проблема метаязыка лингвистики является одной из актуальных в современном языкознании и требует дальнейшего решения.