Принципы выразительного чтения как средство успешной педагогической коммуникации
Любое высказывание учителя в рамках осуществления педагогической коммуникации выступает как коммуникативное событие, успешность которого определяется тем, насколько полно и адекватно оно будет воспринято и осмыслено адресатом – коллективом учебной группы. Особенно важны эти аспекты в таких речевых жанрах, где правильность восприятия и осмысления высказывания влияет на продукты собственной речевой деятельности учащихся. Речь идет о диктантах, изложениях и иных видах работ, которые основаны на осмыслении исходного текста, воспроизводимого учителем в рамках педагогического общения.
В процессе написания диктанта, например, то, как интонирует фразу педагог, особенности паузации речи определяют пунктуационное оформление текста учащихся, поскольку интонационно-смысловой принцип членения предложения остается актуальным для большинства пишущих, воспринимающих текст на слух. Поэтому особую важность для учителя приобретают навыки выразительного чтения учебных тексов, определяющие успешность протекания педагогической коммуникации, восприятия услышанного и его адекватной передачи на письме.
Принципы выразительного чтения учителем, реализуемые им в педагогическом общении, представляют собой педагогические технологии воспроизведения учебных текстов, при которых их интонационно-смысловое оформление играет важную роль в правильном восприятии структуры, семантики и пунктуационного оформления предложения на письме.
Трудности здесь обусловлены особенностями устной и письменной коммуникации, которые не дублируют друг друга, но выступают формами реализации речи, имеющими свои характерные особенности. Так, порядок членения предложения в устной и письменной речи может не совпадать, из-за чего диктующий должен корректно членить предложения на фонетические отрезки, отражая не только интонационные паузы, но и синтаксические, обозначающие границы синтаксических отрезков. Еще одна трудность заключается в том, что читающий сам руководствуется принципами деления фразу на синтагмы, расстановкой пауз в соответствии с семантикой предложения. При этом данные паузы не всегда выпадают на участки синтаксической структуры, которые подлежат пунктуационному выделению или обособлению. Здесь возможно несколько вариантов:
- Фонетическая фраза предполагает интонационное членение на несколько синтагм, которые при произнесении разделяются паузами, но на письме не оформляются знаками препинания.
- Фонетическая фраза и пунктуационный отрезок совпадают, поэтому место паузы в устной речи является и местом постановки знака препинания.
- Фонетическая фраза не распадается на синтагмы, но пунктуационное оформление отдельных синтаксических структур необходимо.
Эти особенности необходимо учитывать педагогу при развитии навыков выразительного чтения учебных текстов.
Методические аспекты выразительного чтения учебных текстов учителем
Поскольку жестких правил интонационного оформления при чтении в русском языке не существует, педагог может воспользоваться лишь наиболее общими рекомендациями, касающимися темпа чтения, а также длины пауз, постановки логического ударения в синтагме.
При чтении текста рекомендуется соблюдать средний темп, при этом произносить в ускоренном темпе вставные конструкции, заключенные в круглые скобки или парные тире. Также читаются в ускоренном темпе те вводные слова, которые могут быть приняты пишущим за члены предложения (чаще всего в начале предложения).
Особенности паузации отражают структурно-интонационное оформление предложения. Короткие паузы необходимо делать только в тех случаях, когда они необходимы с точки зрения фонетики. Как правило, длина синтагмы не превышает при среднем темпе 3-5 фонетических слов. Длинные паузы делаются в конце предложений, маркируя их границы. Также пауза удлиняется, обозначая границу синтаксических структур, разделенных двоеточием, тире, точкой с запятой. В остальных случаях чрезмерная паузация избыточна и ведет к ошибочной интерпретации структуры предложения пишущим и может вызвать ошибки в постановке знаков препинания.
Логическое ударение обычно занимают позицию наибольшей смысловой значимости в синтагме. Как правило, говорящий так подчеркивает слово, которое является смысловым (или логическим) центром синтагмы. Логическое ударение особенно важно в предложениях, которые образую расчлененные структуры с отношениями сравнения, сопоставления, противопоставления, причины и следствия, а также условия. Именно логическое ударение и особая интонация вкупе с союзами помогают передать семантику таких предложений. Поэтому читающий выделяет части предложений логическим ударением во избежание неверной интерпретации структуры предложения и постановки знака препинания. Например: Я не пришел оттого, что меня никто не позвал. – Я не пришел, оттого что меня никто не позвал. В первом случае при смысловом выделении слова «оттого» запятая ставится перед «что», во втором – перед «оттого» при выделении глагола «не пришел».
Таким образом, понимание учителем закономерностей влияния выразительного чтения учебных текстов на характер их восприятия и понимания, а также их отражения на письме может помочь построить эффективную учебную коммуникацию на уроке.