Сущность понятия «реалии» в лингводидактике
«Реалии» - термин, пришедший в лингводидактику из английского языка. Применительно к методике преподавания английского языка он обозначает привычные вещи, которые используются с дидактической целью на занятии, чтобы оживить его ход, наполнить новым содержанием, вызвать у учеников интерес к изучению предмета.
Применение «реалий» в лингводидактике опирается на ряд принципов:
- Используемые «реалии» должны быть актуальными, то есть соответствовать реальным вещам, которые используют носители языка в повседневной практике общения.
- «Реалии» должны соотноситься с целью и содержанием учебного занятия.
- «Реалии» должны иметь лингвострановедческую ценность, помогать в освоении быта и культуры страны.
- «Реалии» должны стимулировать развитие речевых навыков.
Применение «реалий» на уроке требует тщательного продумывания способа и места их использования в структуре занятия.
Применение «реалий» как методических средств на уроках РКИ
«Реалии» могут использоваться в обучении русскому языку как иностранному с разными учебными целями:
- Семантизация новых понятий: вводя новое слово в лексикон ученика, учитель знакомит его не только с самим словом, но и с предметом, для обозначения которого оно используется. Особенно это касается бытовой лексики. Например, инофоны с трудом запоминают названия посуды, которые, как им кажется, имеет одинаковое назначение: тарелка / миска / блюдце; чашка / кружка. Продемонстрировав эти предметы на уроке с соответствующим пояснением, можно добиться запоминания слов. При этом необязательно приносить на урок настоящую посуду: достаточно продемонстрировать предметы из кукольного набора.
- Изучение новых конструкций. Такой вид работы удобно организовывать с помощью рекламных буклетов, проспектов и так далее. Например, во многих рекламных текстах есть слоган «Успей купить!», который построен следующим образом: «глагол в повелительном наклонении + начальная форма глагола» (значение – побуждение к действию слушателя / читателя). Преподаватель анализирует с учениками состав и строение фразы, а затем предлагает составить конструкции с глаголом «успей» по аналогии: успей прочитать, успей сделать, успей приготовить, успей выучить.
- Изучение правописания: многие печатные «реалии» (реклама, буклеты) содержат большое количество слов, трудных в орфографическом отношении. Такие «реалии» можно использовать как наглядный материал при запоминании орфографического облика слов.
Рассмотрим конкретные методические приемы работы с «реалиями» на уроке РКИ.
Работа с новой лексикой на уроках включает несколько этапов:
- На первом этапе происходит знакомство с графическим и звуковым обликом слова.
- Далее ученики осваивают его значение, то есть устанавливают связь между формой слова и его содержанием.
- Третий этап связан с использованием слова в разных контекстах для закрепления.
«Реалии» можно применять на всех трех этапах изучения новых слов. К примеру, учителю необходимо познакомить учеников с лексико-тематической группой «Одежда». Для этого можно воспользоваться каталогом / буклетом соответствующего магазина (или интернет-магазина). Работа организуется следующим образом:
- Ученики получают буклеты, на которых изображены различные виды одежды и подписи к каждому из предметов гардероба. Сначала они рассматривают буклеты, знакомятся с их содержанием и оформлением.
- Под руководством учителя инофоны знакомятся с произношением и написанием слова. Благодаря тому, что слово уже включено в предметный контекст (содержит иллюстративный материал), этап семантизации происходит очень быстро, и значение слово прочно связывает с его предметным содержанием.
- Для закрепления слова в словарном запасе учитель может предложить следующие виды работы. Ученики закрывают полосками бумаги названия вещей на буклете и, ориентируясь только на изображение, называют слова, которыми обозначаются предметы одежды. Другой вариант работы – ученикам дается задание одеть воображаемого человека, то есть перечислить все предметы одежды, которые он может надеть одновременно. На более продвинутом уровне можно составлять с помощью иллюстративного материала словосочетания, предложения с новыми словами, разыграть диалог или сценку «В магазине».
При работе над грамматическими конструкциями целесообразно использовать те «реалии», в которых содержатся фразы – предложения разной структуры. Работу можно организовать следующим образом, предложив задания:
- Найдите в тексте буклета предложение (словосочетание), соответствующее схеме.
- Разберите предложение (словосочетание) по составу.
- Постройте предложение по образцу, данному в буклете.
- Дополните текст подходящими по смыслу фразами из буклета.
Эти и другие задания, построенные на основе использования «реалий», позволяют сделать процесс обучения более интересным и актуальным с точки зрения используемого языкового материала, что стимулирует учеников изучать язык.