Визуализация как средство формирования грамотности
Формирование орфографической грамотности является одной из основных задач в процессе овладения нормами письменной речи. Однако орфография традиционно выступает как наиболее сложный раздел школьного курса русского языка, вызывающий у учеников значительные трудности в усвоении. Это касается не только правописания, регулируемого правилами, но и тех случаев, которые не подпадают под общие правила и являются словарными словами. Между тем определенный процент словарных слов и их написание должны быть усвоены выпускников для успешной сдачи экзаменов и дальнейшего продолжения профессионального обучения, поэтому учителю русского языка приходится искать пути оптимизации усвоения словарных слов и слов с трудным написанием.
Одним из приемов, способствующих эффективному усвоению словарных слов, выступает визуализация.
Визуализация – это техника представления информации при помощи средств графики и рисунка, облегчающая процесс ее запоминания.
Эффективность визуализации в мнемонической деятельности объясняется тем, что она помогает задействовать важнейший для запоминания зрительный канал восприятия информации. Кроме этого, визуализация становится инструментом презентации ментальных структур нашей психики, что позволяет применять ее как средство структурирования информации на основе зрительных образов и ассоциаций.
Использование визуализации при работе над словарными словами помогает:
- Закрепить в памяти зрительный образ слова.
- Создать личностно значимые зрительные ассоциации, способствующие фиксации в памяти изучаемых слов.
- Раскрыть творческий потенциал учеников, сделав работу над изучением словарных слов сознательной и мотивированной личным интересом.
- Снизить уровень тревожности, избавиться от страха перед новыми сложными словами.
- Развивать зрительную и ассоциативную память и творческое мышление.
Приемы визуализации при изучении словарных слов
Рассмотрим приемы визуализации, используемые в работе со словарными словами на уроках русского языка:
- Создание учебной иллюстрации. Ученики создают к слову рисунок-иллюстрацию, который отражает особенности его написания. Например, к слову «теннис» изображаются ракетки, между которыми «летают» две буквы «Н», а к слову агитация – рупор, из которого вылетают буквы «А». Такие картинки акцентируют внимание детей на орфографических особенностях слов и способствуют запоминанию их написания.
- Графическое выделение частей слов. Это самый простой вид работы, который может использоваться даже при отсутствии развитых навыков рисования. Дети выписывают словарные слова и цветом, размером, рамками и другими способами выделяют в них трудные с их точки зрения элементы в написании (удвоенные согласные, безударные гласные).
- Работа со стикерами: ученики пишут словарные слова на стикерах и расклеивают их вокруг своего рабочего места или на учебнике. В процессе урока ребенок обращается к стикерам для проверки написания слова и в то же время запоминает его графический облик путем многократного чтения.
- Создание учебных плакатов. На листе ватмана дети размещают словарные слова, каждое из которых оформляется в соответствии со вкусом и личными предпочтениями ребенка. Затем плакат вывешивается в кабинете и остается на стене в течение изучения темы. Дети периодически обращаются к плакату как самостоятельно, так и по заданию учителя, что стимулирует запоминание слов.
- Составление кроссвордов. Кроссворды – отличное средство визуализации, поскольку их структура приучает ребенка к анализу графического облика слова и акцентирует внимание на отдельных элементах (буквах).
- Составление ребусов по словарным словам. Этот метод визуализации связан с активизацией ассоциативной зрительной памяти. Чтобы составить ребус, ребенок сначала должен разить слово на составные части, а затем зашифровать каждую часть. Эти операции способствуют запоминанию графической структуры слова.
- Создание шарад, в которых целое слово шифруется в составных частях другого слова. Например: моя первая часть – то же, что новости, а вторая часть «спрятана» в начале листка нетрудоспособности (вести – бюль).
- Изготовление «ментальных карт» для словарных слов одной тематической группы, например, «Спорт», «Одежда, «Интерьер» и проч.
- Создание лэпбуков – тематических папок со словарными словами.
- Ведение иллюстрированных словарей словарных слов, в которых ученики размещают изученные словарные слова с рисунками, иллюстрациями, помогающими их запоминанию.
- Создание карточек со словарными словами и картинками к ним.
- Подготовка альбомов со словарными словами, в которые помещаются любые графические материалы, имеющие отношение к словарному слову: запись слова в технике леттеринга, ассоциативные иллюстрации к написанию, графические средства выделения сложных элементов написании слова, неправильное написание слово и его исправление красными чернилами и проч.
Визуализация в работе со словарными словами способствуют повышению грамотности и развитию ассоциативного мышления и памяти.