Сущность и специфика предвыборного дискурса
Понятие дискурса широко используется в современной науке, однако единого определения этого термина не существует.
Можно говорить о двух аспектах понимания дискурса:
- В широком смысле дискурс выступает как коммуникативное событие, реализуемое в определённом контексте.
- В узком смысле дискурс выступает как результат коммуникативного действия, конечный продукт, интерпретируемый участниками общения.
При всём различии пониманий этого термина остаётся и общее: дискурс носит процессуальный характер и включает всю совокупность условий коммуникации.
Существует огромное многообразие типов дискурса – педагогический, научный, административный, рекламный, политический. Для науки актуален вопрос о критериях выделения данных типов дискурса, а также методах их изучения и описания.
Предвыборный дискурс является более частной формой реализации политического дискурса, для которого характерны следующие особенности:
- Сфера бытования, связанная с особой формой человеческой деятельности – политикой, которая основана на борьбе за власть.
- Институциональность, проявляющаяся в наличии особых социальных институтов (власть и общество), взаимодействующих с помощью системы специфических знаков, формируемых политическим контекстом.
- Ориентация на массового адресата, апелляция к коллективным представлениям и паттернам.
- Особые типы жанров, сложившихся традиционно и реализующихся в разных видах политического общения.
Обладая всеми чертами политического дискурса, предвыборный всё же отличается специфическими особенностями, которые обусловлены его использованием в качестве средства борьбы за власть. К ним относятся:
- Полифункциональность: эта разновидность дискурса нацелена на осуществление нескольких задач – эмоционального воздействия на избирателей, агитации и пропаганды тех или иных политических взглядов, ценностей, информирования о политической программе кандидата.
- Основная коммуникативная интенция – суггестивная, связанная с побуждением к политическому выбору на основе личных предпочтений.
- Адресный характер сообщений, при этом адресат рассматривается как субъект политического выбора.
- Использование в ситуации политической агитации в ходе предвыборной кампании.
- Агональность - использование дискуссионных тактик и стратегий в борьбе за власть.
- Ориентация адресата в современных политических концепциях и акциях.
Приёмы суггестии в предвыборном агитационном дискурсе
Поскольку основной целью предвыборного действия является убеждение адресата в необходимости политического выбора, он отличается особой суггестивностью, то есть способностью воздействовать на сознание адресата с целью изменения его поведения.
Коммуникативная суггестия – это использование особых стратегий и тактик в ситуациях взаимодействия с адресатом, которые направлены на формирование у него определённых установок и предпочтений, влияющих на его действия и поведение.
К наиболее частым приёмам суггестии в предвыборном дискурсе можно отнести те, которые касаются коммуникативной роли адресата, используемых им речевых тактик и языковых средств:
- Коммуникативная роль суггестора – это роль трибуна, агитатора. Суггестор ведёт себя таким образом, что у реципиента создаётся впечатление его компетентности и высокого профессионализма. Пресуппозиция всех высказываний суггестора – ‘Я как представитель своей партии обладаю особыми знаниями (навыками), которые позволят мне эффективно управлять’. Суггестор может также использовать и другие коммуникативные роли, например, роль обвинителя или критика существующих политических систем, причем критика осуществляется в пользу собственных политических взглядов.
- Речевые тактики связаны с убеждением адресата в истинности преподносимой информации. Для этого используются ссылки на факты и их интерпретация, данные статистики, апелляция к здравому смыслу адресата, создание образа героического славного «прошлого» на контрасте с настоящим. Языковыми приёмами, помогающими реализовать данные тактики, выступают лозунги («Ты за будущее? Значит, ты с нами»), призывы («Коррупция? Хватит это терпеть!», «Голосуй за нашу партию», «Сделай правильный выбор!»), оценочные суждения («Наша партия – выбор патриота»). Широко используются выразительные возможности метафоры, которая позволяет воздействовать на эмоции и чувства адресата. Например, суггестор обращается к метафорам родства («отец нации», «сыны Родины»), милитарным метафорам («Мы будем бороться за благосостояние», «Объявим войну коррупции»), медицинским («Власть находится в состоянии затяжного кризиса, что видно из симптомов её политической болезни»; «Вирус неэффективности поразил властные структуры»; «Власть парализована бездействием»; «Гангрена коррупции разрушает страну»). Используются прецедентные тексты, апеллирующие к фоновым знаниям адресата: «Власть сидит на шее у народа»; «Очередной раз мы задаёмся вековечными русскими вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?».
- Активно используются приёмы политического красноречия (антитеза, сравнения, риторические вопросы и восклицания), которые делают речь суггестора выразительной, привлекающей внимание адресата. Речи суггестора присуща полемичность: неслучайно особенности предвыборного дискурса наиболее ярко проявляются в жанре политических дебатов. Уловки в споре (обращение к здравому смыслу, ссылки на авторитет, унижение личности оппонента) – типичные манипулятивные тактики, помогающие суггестору добиться расположения аудитории. При этом собственно информативная функция отходит на второй план: адресат нуждается не в достоверной информации, а в определённой эмоциональной атмосфере, апеллирующей не к разуму, а к чувствам, базовым установкам.
- Мифологизация как приём создания картины мира, для которой характерны бинарные оппозиции (свой / чужой), организованные на основе политических принципов, архетип «Золотого века» (для отечественного предвыборного дискурса – это советское прошлое, противопоставленное «железному веку», то есть настоящему), представление об особой исторической миссии России и русского народа.
Обращаясь к ментальным концептам адресата, суггестивный политический дискурс формирует идеологический образ мира, определяет политические взгляды и предпочтения и влияет на политический выбор адресата.