Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приёмы работы с новой текстовой информацией на уроке русского языка

Стратегии чтения в процессе работы с текстом

В процессе обучения в школе ученик сталкивается с необходимостью осваивать различную информацию. Как правило, осмысление новой информации происходит путем чтения, поэтому оно является важным речевым умением, но и основным инструментом познания. В связи с важностью чтения в познавательной деятельности необходимо вооружить ученика эффективными приемами работы с новой текстовой информацией, которые он может использовать для систематизации, структурирования и запоминания сведений.

Первый этап работы с текстом – обучение детей разным стратегиям чтения. Не секрет, что характер чтения зависит от его целей, поэтому необходимо научить ребенка осознавать цель чтения и применять разные его виды. Основные виды чтения:

  1. Ознакомительное, цель которого состоит в получении новой информации без ее глубокого осмысления.
  2. Поисковое, направленное на поиск в тексте информации определенного характера. Относится к стратегиям выборочного чтения, поскольку не предполагает полного знакомства с текстом.
  3. Просмотровое, отличающееся беглостью, необходимо, чтобы составить общее представление о тексте.
  4. Смысловое («медленное»), нацеленное на глубокое погружение в текст, осмысление его содержания.

На уроке необходимо сочетать разные стратегии чтения, используя их для разных заданий:

  1. Найти в текст определение термина (понятия), информацию, касающуюся какого-либо языкового явления (поисковое чтение).
  2. Прочитать текст и ответить на вопрос «Что нового вы узнали о языке?» (ознакомительное).
  3. Ознакомиться с содержанием (оглавлением) учебника, ответить на вопрос «Какие темы будут изучаться в этом разделе?» (просмотровое).
  4. Прочитать текст, определить его тему, основную мысль, авторскую позицию (смысловое).

Приемы работы с новой текстовой информацией на уроке русского языка

Важным аспектом при работе с текстом также является качество переработки текстовой информации в процессе ее чтения и восприятия. Часто наблюдается ситуация, при которой даже при многократном чтении текста ребенок не улавливает его сути, не может обозначить главную и второстепенную информацию, не отличает уже известные сведения от новых. Поэтому необходимо учить детей эффективным приемам работы с текстовой информацией:

  1. Группировка – прием, основанный на разбиении текста на компоненты, объединенные в содержательном или смысловом отношении. Разновидностью группировки является кластеризация – создание понятийных блок-схем, объединяющих термины, основные идеи текста.
  2. Работа над заголовком текста. Если заголовок есть, то необходимо учить его анализировать, соотносить с содержанием текста, его темой и основной мыслью. Если заголовок отсутствует, то проводится работа по его подбору.
  3. Составление плана – важный элемент изучения структурно-композиционных особенностей текста. План помогает понять логику развертывания текстовой информации, раскрывает связи между частями, способствует запоминанию содержания и вычленению новой информации.
  4. Выделение ключевых слов (понятий) текста. В качестве ключевых слов могут выступать слова и словосочетания, цифровые данные, вопросы и проч.
  5. Классификация, то есть распределение текстовой информации по группам. Например, учитель может предложить детям по прочтении текста заполнить таблицу, состоящую из трех пунктов: «Что из текста я уже знал», «Что нового я узнал», «Что еще хотел бы узнать по этой теме, но этого нет в тексте».
  6. Схематизация, которая заключается в том, что текст (вербальная информация) подвергается визуализации, представляется в виде рисунка, графика, диаграммы и так далее. Этот прием позволяет наглядно показать содержание текста, выделить его ключевые темы, понять, как они связаны между собой.
  7. Творческие приемы: игра в «Ассоциации» (дети перечисляют ассоциации, которые у них вызвал текст); составление синквейнов, хокку, даймондов по тексту; подготовка творческих вопросов к тексту. Творческие вопросы отличаются от обычных вопросов по содержанию текста нестандартным характером, неожиданностью и новизной. Например, при изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму» был предложен следующий творческий вопрос: Почему у всей дворни есть имена, а у барыни нет имени: на протяжении всего рассказа ее так и называют «барыня»? Другие формы творческой работы: написание рецензии на текст, подготовка теста или карточки по содержанию текста для одноклассника, «фантастическая добавка» (придумать для текста новых персонажей, новое окончание и проч.).
  8. Дидактические игры. Учитель может организовать игру «Верю / не верю», чтобы проверить усвоение содержания текста. Можно использовать мини-квест по тексту, который ориентирует детей на выполнение заданий поискового характера.

Таким образом, используя многообразные приемы работы с новой текстовой информацией на уроке, учитель формирует у детей навыки осмысления содержания текстов различного уровня сложности.

Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot