Стратегии чтения в процессе работы с текстом
В процессе обучения в школе ученик сталкивается с необходимостью осваивать различную информацию. Как правило, осмысление новой информации происходит путем чтения, поэтому оно является важным речевым умением, но и основным инструментом познания. В связи с важностью чтения в познавательной деятельности необходимо вооружить ученика эффективными приемами работы с новой текстовой информацией, которые он может использовать для систематизации, структурирования и запоминания сведений.
Первый этап работы с текстом – обучение детей разным стратегиям чтения. Не секрет, что характер чтения зависит от его целей, поэтому необходимо научить ребенка осознавать цель чтения и применять разные его виды. Основные виды чтения:
- Ознакомительное, цель которого состоит в получении новой информации без ее глубокого осмысления.
- Поисковое, направленное на поиск в тексте информации определенного характера. Относится к стратегиям выборочного чтения, поскольку не предполагает полного знакомства с текстом.
- Просмотровое, отличающееся беглостью, необходимо, чтобы составить общее представление о тексте.
- Смысловое («медленное»), нацеленное на глубокое погружение в текст, осмысление его содержания.
На уроке необходимо сочетать разные стратегии чтения, используя их для разных заданий:
- Найти в текст определение термина (понятия), информацию, касающуюся какого-либо языкового явления (поисковое чтение).
- Прочитать текст и ответить на вопрос «Что нового вы узнали о языке?» (ознакомительное).
- Ознакомиться с содержанием (оглавлением) учебника, ответить на вопрос «Какие темы будут изучаться в этом разделе?» (просмотровое).
- Прочитать текст, определить его тему, основную мысль, авторскую позицию (смысловое).
Приемы работы с новой текстовой информацией на уроке русского языка
Важным аспектом при работе с текстом также является качество переработки текстовой информации в процессе ее чтения и восприятия. Часто наблюдается ситуация, при которой даже при многократном чтении текста ребенок не улавливает его сути, не может обозначить главную и второстепенную информацию, не отличает уже известные сведения от новых. Поэтому необходимо учить детей эффективным приемам работы с текстовой информацией:
- Группировка – прием, основанный на разбиении текста на компоненты, объединенные в содержательном или смысловом отношении. Разновидностью группировки является кластеризация – создание понятийных блок-схем, объединяющих термины, основные идеи текста.
- Работа над заголовком текста. Если заголовок есть, то необходимо учить его анализировать, соотносить с содержанием текста, его темой и основной мыслью. Если заголовок отсутствует, то проводится работа по его подбору.
- Составление плана – важный элемент изучения структурно-композиционных особенностей текста. План помогает понять логику развертывания текстовой информации, раскрывает связи между частями, способствует запоминанию содержания и вычленению новой информации.
- Выделение ключевых слов (понятий) текста. В качестве ключевых слов могут выступать слова и словосочетания, цифровые данные, вопросы и проч.
- Классификация, то есть распределение текстовой информации по группам. Например, учитель может предложить детям по прочтении текста заполнить таблицу, состоящую из трех пунктов: «Что из текста я уже знал», «Что нового я узнал», «Что еще хотел бы узнать по этой теме, но этого нет в тексте».
- Схематизация, которая заключается в том, что текст (вербальная информация) подвергается визуализации, представляется в виде рисунка, графика, диаграммы и так далее. Этот прием позволяет наглядно показать содержание текста, выделить его ключевые темы, понять, как они связаны между собой.
- Творческие приемы: игра в «Ассоциации» (дети перечисляют ассоциации, которые у них вызвал текст); составление синквейнов, хокку, даймондов по тексту; подготовка творческих вопросов к тексту. Творческие вопросы отличаются от обычных вопросов по содержанию текста нестандартным характером, неожиданностью и новизной. Например, при изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму» был предложен следующий творческий вопрос: Почему у всей дворни есть имена, а у барыни нет имени: на протяжении всего рассказа ее так и называют «барыня»? Другие формы творческой работы: написание рецензии на текст, подготовка теста или карточки по содержанию текста для одноклассника, «фантастическая добавка» (придумать для текста новых персонажей, новое окончание и проч.).
- Дидактические игры. Учитель может организовать игру «Верю / не верю», чтобы проверить усвоение содержания текста. Можно использовать мини-квест по тексту, который ориентирует детей на выполнение заданий поискового характера.
Таким образом, используя многообразные приемы работы с новой текстовой информацией на уроке, учитель формирует у детей навыки осмысления содержания текстов различного уровня сложности.