Запоминание учебной информации в системно-деятельностной педагогике
В процессе обучения ученик сталкивается с необходимостью запоминать большое количество теоретических сведений. В области языкознания это нормы и правила речевой культуры, языковые понятия, лингвистические термины, грамматические категории и их свойства. Это создает проблему запоминания лингвистической информации, а также качества ее запоминания. Известно, что со временем объемы усвоенных знаний снижаются, поэтому программа обучения рассчитана на повторение и закрепление изученных разделов, однако это не всегда эффективно сказывается на качестве мнемонических процессов.
В настоящее время в методике обучения русскому языку возникает интерес к исследованию проблем запоминания информации с позиции системно-деятельностного подхода. Так, методисты считают, что усвоение и запоминание изученного материал будет продуктивнее, если процессы, лежащие в основе получения знания, основаны на принципах активного включения ученика в учебно-познавательную деятельность. Это меняет подход к процессам запоминания: из простого механизма воспроизведения готовых сведений механизмы памяти превращаются в системы структурирования личностно-значимой информации, полученной в результате усилий собственной мысли. Считается, что процессы запоминания при использовании технологий системно-деятельностной педагогики улучшаются в связи с действием ряда факторов:
- Осознание цели учебной деятельности и, как следствие, ее принятие и заинтересованность в результатах.
- Планирование деятельности и понимание сути выполняемых действий.
- Открытие знаний в различных видах деятельности, а не усвоение их в готовом виде.
- Личностный характер информации, ее значимость для ученика, связь с эмоционально-волевой сферой, обеспечивающая прочность запоминания.
- Развитие мотивации и познавательных процессов как условий, обеспечивающих эффективное запоминание.
- Применение новых мнемонических техник, облегчающих усвоение информации.
Приемы мнемотехники на уроках русского языка
Использование мнемотехники является примером сочетания принципов активного обучения и оптимального использования современных достижений в сфере педагогической психологии, позволяющих добиться прочности знаний.
Мнемотехника представляет собой систему приемов, с помощью которых осуществляется более быстрое и легкое запоминание необходимой информации.
Приемы мнемотехники основываются на сочетании разных видов памяти: зрительной, слуховой, образной, ассоциативной. Благодаря устанавливаемым связям между запоминаемыми фактами ученик, пользующийся приемами мнемотехники, способен эффективно запоминать учебный материал и длительно сохранять его в памяти.
В практике преподавания русского языка используются различные приемы мнемотехники:
- Актуализация зрительных образов. Этот прием особенно эффективен для тех учеников, кто обладает развитой зрительной памятью. Он заключается в том, что информация, подлежащая запоминанию, представляется в графическом виде: в виде рисунка, схемы, символической записи. Так, при объяснении темы «Склонение существительных на –ий, -ие, -ия» детям было предложено нарисовать иллюстрацию, помогающую запомнить правило. Один из рисунков изображал домик, где живут существительные трех склонений, и рядом с ним трехцветный зонтик, под которым «спрятались» имена на -ий, -ия, -ие, которым «не хватило» места в домике.
- Использование рифмы (опора на слуховую память). Рифмованные стишки, двустишия для запоминания норм орфоэпии, орфографические правила в стихах – эффективные приемы запоминания теоретической информации. Например, при изучении глаголов-исключений, относящихся ко второму спряжению, учителя традиционно разучивают с детьми стихотворение, состоящее из этих исключений. При необходимости запомнить место постановки ударения в словах можно использовать рифмованные стишки, в том числе самостоятельно придуманные детьми: «На грядке у ФЕклы выросла свЕкла», «Важный сЭр сел в партЕр», «На Арфе играют в шАрфе», «Ребенок балОванный – мамой зацелОванный, его балУю – люблЮ, целуЮ».
- Запоминание по аналогии – эффективный мнемонический прием, основанный на отыскании и установлении сходства между новым явлением, которое нужно запомнить, и тем, что уже известно. Применение аналогии – творческий процесс, который позволяет ученику не только усвоить нормы (правило), но и проявить фантазию. Особенно эффективен он при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными. Например, «СОБака – злая оСОБа», «На ГОРИзонте ГОРИт зонтик» и проч.
- Похожий на аналогию прием – запоминание на основе ассоциативных связей. В основе ассоциаций лежит мыслительная операция, основанная на установлении общности сравниваемых объектов. Так, многие метафоры образовались в результате действия закона ассоциации. Ассоциативные свойства человеческой памяти можно эффективно использовать в процессе обучения. Так, на основе ассоциаций придумываются лингвистические сказки, иллюстрирующие орфографические правила и нормы. Например, орфограмму «Буква а – о в корнях -гар-/-гор-» можно представить в виде сказки: «Пажи ГАР и ГОР были близнецами, и Королева Орфографии постоянно их путала. Наконец ей это надоело, и она приказала магистру Ударения всегда следовать за пажом ГАР, чтобы отличать его от брата ГОР».
Использование приемов мнемотехники на уроке позволяет не только улучшить запоминание, но и создать благоприятный эмоциональный настрой при усвоении теоретического материала, стимулировать творческие способности детей, их мышление и память.