Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Прием «отсроченной догадки» и его использование на уроках русского языка

Прием «отсроченной догадки» и его роль в развитии критического мышления

В обучении русскому языку на современном этапе большое внимание уделяется развитию критического мышления как одному из основных метапредметных навыков, необходимых учащимся для успешного усвоения знаний и способов действий. В основе технологии формирования критического мышления лежит иной подход к формированию предметных компетенций, нежели тот, который применялся в традиционном обучении. Технология развития критического мышления предполагает развитие умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, систематизировать результаты наблюдений, делать выводы, а также выдвигать гипотезы, прогнозировать, то есть использовать весь арсенал операций познавательного характера.

Педагоги используют различные приемы и техники, способствующие развитию критического мышления на уроке, стимулированию интеллектуальной деятельности учащихся. Одним из таких приемов выступает техника «отсроченной догадки», которая с успехом применяется на уроках русской словесности.

Определение 1

Прием «отсроченной догадки» представляет собой один из методов развития познавательной сферы учащихся за счет стимулирования познавательных прогностических умений и навыков.

Как отмечают психологи, в когнитивной сфере большую роль играют процессы антиципации – предвосхищения содержания информации, которую человеку предстоит усвоить. Механизмы антиципации позволяют экономить усилия при усвоении новых знаний и способов действий, снижаю уровень тревожности страха перед новым, помогают настроиться на процесс познания.

Прием «отсроченной догадки» используется на уроке русского языка для разных целей:

  1. Прогнозирование темы и учебной цели урока.
  2. Предвосхищение изучаемого языкового материала.
  3. Прогнозирование способов учебных действий или алгоритмов применения правила.
  4. Предположение о сфере применения изученных языковых фактов.

Использование на уроках русского языка приема «отсроченной догадки» и его техник

«Прием «отсроченной догадки» и его использование на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Наиболее распространенным вариантом использования приема «отсроченной догадки» является его введение в этап определения темы и постановки цели урока, когда прогнозирование помогает учащимся принять учебную задачу. Для реализации приема «отсроченной догадки» учитель применяет разные техники:

  1. Парадоксальный вопрос, подводящий к теме урока. Например, при изучении многозначных слов учитель может задать такой вопрос: «Ребята, как вы думаете, чем некоторые слова похожи на вешалки в гардеробе?» (Примерный ответ: как на вешалку можно повесть несколько вещей, так и слово может иметь несколько значений).
  2. Неожиданное сравнение. К примеру: Почему слова «насчет» и «на счет» можно сравнить с хамелеоном?» (Ответ: в зависимости от того, к какой части речи принадлежат слова – производный предлог или сочетание непроизводного предлога и существительного – они меняют свою форму, то есть пишутся по-разному).
  3. Рассматривание иллюстрации. Например, при изучении темы «Фразеологизмы» учитель может показать шуточные рисунки, иллюстрирующие буквальное значение фразеологизмов, и попросить детей объяснить, что вызывает смех в этих рисунках.
  4. Работа с деформированным текстом. Например, при изучении темы «Роль прилагательных в речи» учитель предлагает детям деформированный текст с пропущенными именами прилагательными. Задача детей – понять, слова какой части речи пропущены и какую роль они играют в тексте.
  5. Лингвистическая загадка. Учитель предлагает детям по описанию характерных свойств какого-либо языкового факта догадаться, о чем идет речь. Например: у этой языковой категории в древности было значение – «слово». Сейчас мы используем слова этой категории в повествовательных текстах для рассказа о событиях. И вообще, как отмечают исследователи, мы употребляем эти слова почти так же часто, как и существительные. Некоторые из этих слов даже являются «двойниками» существительных, хотя отвечают на другой вопрос. Ответ: глаголы.
  6. Прием «Верю / не верю»: детям предлагается оценить истинность или ложность фактов, касающихся языкового явления, которое они будут изучать. Например, учитель предлагает пять фактов о предлогах: есть языки без предлогов; самостоятельные слова никогда не могут стать предлогами; есть предлоги из четырех и более букв; предложный падеж никогда не употребляется без предлогов; в русском языке предлоги со словами пишутся раздельно.
  7. Лингвистическая гипотеза: учитель предлагает детям факт, противоречащий имеющимся у них знаниям, и просит предположить, чем это можно объяснить. Например, детям предлагается ряд словосочетаний: пришить пуговицу к пальто, уйти без пальто, надеть шапку с пальто, в которых нужно определить падеж существительного «пальто» и объяснить, почему при разных падежных формах, у этого слова окончание не меняется.

Использование приема «отсроченной догадки» позволяет учащимся активнее включаться в работу на уроке, учит наблюдать за языковыми явлениями, стимулирует познавательную деятельность и формирует навыки прогнозирования в сфере решения познавательных языковых задач.

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot