Прием «отсроченной догадки» и его роль в развитии критического мышления
В обучении русскому языку на современном этапе большое внимание уделяется развитию критического мышления как одному из основных метапредметных навыков, необходимых учащимся для успешного усвоения знаний и способов действий. В основе технологии формирования критического мышления лежит иной подход к формированию предметных компетенций, нежели тот, который применялся в традиционном обучении. Технология развития критического мышления предполагает развитие умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, систематизировать результаты наблюдений, делать выводы, а также выдвигать гипотезы, прогнозировать, то есть использовать весь арсенал операций познавательного характера.
Педагоги используют различные приемы и техники, способствующие развитию критического мышления на уроке, стимулированию интеллектуальной деятельности учащихся. Одним из таких приемов выступает техника «отсроченной догадки», которая с успехом применяется на уроках русской словесности.
Прием «отсроченной догадки» представляет собой один из методов развития познавательной сферы учащихся за счет стимулирования познавательных прогностических умений и навыков.
Как отмечают психологи, в когнитивной сфере большую роль играют процессы антиципации – предвосхищения содержания информации, которую человеку предстоит усвоить. Механизмы антиципации позволяют экономить усилия при усвоении новых знаний и способов действий, снижаю уровень тревожности страха перед новым, помогают настроиться на процесс познания.
Прием «отсроченной догадки» используется на уроке русского языка для разных целей:
- Прогнозирование темы и учебной цели урока.
- Предвосхищение изучаемого языкового материала.
- Прогнозирование способов учебных действий или алгоритмов применения правила.
- Предположение о сфере применения изученных языковых фактов.
Использование на уроках русского языка приема «отсроченной догадки» и его техник
Наиболее распространенным вариантом использования приема «отсроченной догадки» является его введение в этап определения темы и постановки цели урока, когда прогнозирование помогает учащимся принять учебную задачу. Для реализации приема «отсроченной догадки» учитель применяет разные техники:
- Парадоксальный вопрос, подводящий к теме урока. Например, при изучении многозначных слов учитель может задать такой вопрос: «Ребята, как вы думаете, чем некоторые слова похожи на вешалки в гардеробе?» (Примерный ответ: как на вешалку можно повесть несколько вещей, так и слово может иметь несколько значений).
- Неожиданное сравнение. К примеру: Почему слова «насчет» и «на счет» можно сравнить с хамелеоном?» (Ответ: в зависимости от того, к какой части речи принадлежат слова – производный предлог или сочетание непроизводного предлога и существительного – они меняют свою форму, то есть пишутся по-разному).
- Рассматривание иллюстрации. Например, при изучении темы «Фразеологизмы» учитель может показать шуточные рисунки, иллюстрирующие буквальное значение фразеологизмов, и попросить детей объяснить, что вызывает смех в этих рисунках.
- Работа с деформированным текстом. Например, при изучении темы «Роль прилагательных в речи» учитель предлагает детям деформированный текст с пропущенными именами прилагательными. Задача детей – понять, слова какой части речи пропущены и какую роль они играют в тексте.
- Лингвистическая загадка. Учитель предлагает детям по описанию характерных свойств какого-либо языкового факта догадаться, о чем идет речь. Например: у этой языковой категории в древности было значение – «слово». Сейчас мы используем слова этой категории в повествовательных текстах для рассказа о событиях. И вообще, как отмечают исследователи, мы употребляем эти слова почти так же часто, как и существительные. Некоторые из этих слов даже являются «двойниками» существительных, хотя отвечают на другой вопрос. Ответ: глаголы.
- Прием «Верю / не верю»: детям предлагается оценить истинность или ложность фактов, касающихся языкового явления, которое они будут изучать. Например, учитель предлагает пять фактов о предлогах: есть языки без предлогов; самостоятельные слова никогда не могут стать предлогами; есть предлоги из четырех и более букв; предложный падеж никогда не употребляется без предлогов; в русском языке предлоги со словами пишутся раздельно.
- Лингвистическая гипотеза: учитель предлагает детям факт, противоречащий имеющимся у них знаниям, и просит предположить, чем это можно объяснить. Например, детям предлагается ряд словосочетаний: пришить пуговицу к пальто, уйти без пальто, надеть шапку с пальто, в которых нужно определить падеж существительного «пальто» и объяснить, почему при разных падежных формах, у этого слова окончание не меняется.
Использование приема «отсроченной догадки» позволяет учащимся активнее включаться в работу на уроке, учит наблюдать за языковыми явлениями, стимулирует познавательную деятельность и формирует навыки прогнозирования в сфере решения познавательных языковых задач.