Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Правописание окончаний имен прилагательных

Правописание окончаний имен прилагательных

В современном русском языке написание окончаний имен прилагательных, как правило, не вызывает трудностей. Ученики редко совершают ошибки в данном виде орфограммы, поскольку она достаточно проста и интуитивно понятна для усвоения.

В ударной позиции русское полное прилагательное мужского рода имеет окончание –ой: худой человек, молодой сотрудник, смешной клоун, седой старик. В позиции не под ударением в формах мужского рода пишется окончание –ый (твердый вариант) или –ий (мягкий вариант): подлый поступок, твердый знак, быстрый ответ, аккуратный почерк, неистовый ливень, тихий шепот, синий платок, осенний день, летний зной и другие.

Выбор окончания осуществляется в соответствии с вопросом, который ставится к прилагательному: пиджак (какой?) новый, голос (какой?) громкий, мужчина (какой) пожилой. При изменении прилагательных мужского (и среднего) рода в предложном падеже появляется флексия –ем (-ом): услышать о новом тренере, поехать на легковом автомобилем, песня о синем платочке. Формы предложного падежа противопоставлены формам творительного падежа: в них у прилагательных мужского и среднего рода пишется флексия –им (-ым): с молодым ученым, перед осенним похолоданием.

Следует помнить, что произношение и написание окончаний родительного падежа не совпадает: при произнесении в них слышится звук [в] (без ясно[в]а ответа, от привычно[в]а распорядка), хотя пишется буква «г» (без ясного ответа, от привычного распорядка).

Следует отметить, что относительно редко встречаются вариативные формы окончаний: развитый ребенок – развитой язык, запасной мяч – запасный выход, языковой факт – языковая колбаса. В данных примерах варианты окончания указывают на то, что слова употреблены в разных значениях и не являются полностью тождественными в семантическом плане.

Имена прилагательные, которые стоят в форме женского рода, в именительном падеже имеют окончания –ая (и –яя – для мягкого типа склонения): чужая дочь, синяя гладь, прежняя жизнь.

При склонении данных прилагательных совпадают все их формы, кроме формы винительного падежа: больше нет прежней жизни (родительный падеж), характерно для прежней жизни (дательный падеж), проститься с прежней жизнью (творительный падеж), жалеть о прежней жизни (предложный падеж), но! воображаю прежнюю жизнь. В формах винительного падежа появляются флексии –ую и –юю: чужую дочь, грязную рубашку, золотую цепочку, местную газету, синюю шапочку, весеннюю капель, летнюю пору и прочие.

«Правописание окончаний имен прилагательных» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для прилагательных женского рода действует то же правило с подстановкой вопроса, как и для форм мужского / среднего рода: вижу девушку (какую?) красивую; взял форму (какую?) зимнюю.

Окончания прилагательных после шипящих

Для имен прилагательных, основа которых оканчивается на шипящую, действуют следующие правила выбора варианта окончания. В ударной позиции пишется буква «о», а в позиции не под ударением – «е». Например: сорвать большой цветок, салат из зелени, слышать чужой язык, погладить рыжего котенка.

Следует отметить, что в формах мужского рода в именительном падеже после шипящих может писаться и буква «и» (свежий кофе, лучший фильм), поэтому их написание следует проверять вопросом. В формах среднего рода в именительном падеже после шипящих встречается флексия -ее / -ое: свежее дуновение ветра, лучшее решение на сегодняшний день, посетить небольшое представление. Буква «е» в окончаниях атрибутивов никогда не употребляется.

Методические аспекты обучения написанию окончаний прилагательных

С целью профилактики ошибочного написания окончаний прилагательных учителю необходимо организовать специальную систему тренировочных упражнений, которые помогут ученикам отработать навыки правописания. В частности, учитель может использовать следующие задания:

  1. Просклоняй имя прилагательное, выдели окончания и объясни их правописание.
  2. Сгруппируй прилагательные по видам орфограмм (в корне, приставке, флексии), объясни выбор того или иного написания.
  3. Составь таблицу «Правописание окончаний прилагательных», заполни ее примерами.
  4. Вставь пропущенные буквы в окончании прилагательных, графически объясни их выбор.
  5. Исправь ошибки, допущенные в написании окончаний прилагательных, запиши данные слова в исправленном виде, обозначь условия выбора орфограмм.

Организуя работу в группах, учитель может предложить сравнить окончания разных форм прилагательных, сделать вывод о совпадении некоторых падежных окончаний, стремлении русского языка к унификации падежных форм.

Данные типы упражнений применимы и при повторении данной орфограммы во время изучения норм правописания окончаний причастий, поскольку они подчиняются тем же принципам.

Дата последнего обновления статьи: 08.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot