Правописание окончаний имен прилагательных
В современном русском языке написание окончаний имен прилагательных, как правило, не вызывает трудностей. Ученики редко совершают ошибки в данном виде орфограммы, поскольку она достаточно проста и интуитивно понятна для усвоения.
В ударной позиции русское полное прилагательное мужского рода имеет окончание –ой: худой человек, молодой сотрудник, смешной клоун, седой старик. В позиции не под ударением в формах мужского рода пишется окончание –ый (твердый вариант) или –ий (мягкий вариант): подлый поступок, твердый знак, быстрый ответ, аккуратный почерк, неистовый ливень, тихий шепот, синий платок, осенний день, летний зной и другие.
Выбор окончания осуществляется в соответствии с вопросом, который ставится к прилагательному: пиджак (какой?) новый, голос (какой?) громкий, мужчина (какой) пожилой. При изменении прилагательных мужского (и среднего) рода в предложном падеже появляется флексия –ем (-ом): услышать о новом тренере, поехать на легковом автомобилем, песня о синем платочке. Формы предложного падежа противопоставлены формам творительного падежа: в них у прилагательных мужского и среднего рода пишется флексия –им (-ым): с молодым ученым, перед осенним похолоданием.
Следует помнить, что произношение и написание окончаний родительного падежа не совпадает: при произнесении в них слышится звук [в] (без ясно[в]а ответа, от привычно[в]а распорядка), хотя пишется буква «г» (без ясного ответа, от привычного распорядка).
Следует отметить, что относительно редко встречаются вариативные формы окончаний: развитый ребенок – развитой язык, запасной мяч – запасный выход, языковой факт – языковая колбаса. В данных примерах варианты окончания указывают на то, что слова употреблены в разных значениях и не являются полностью тождественными в семантическом плане.
Имена прилагательные, которые стоят в форме женского рода, в именительном падеже имеют окончания –ая (и –яя – для мягкого типа склонения): чужая дочь, синяя гладь, прежняя жизнь.
При склонении данных прилагательных совпадают все их формы, кроме формы винительного падежа: больше нет прежней жизни (родительный падеж), характерно для прежней жизни (дательный падеж), проститься с прежней жизнью (творительный падеж), жалеть о прежней жизни (предложный падеж), но! воображаю прежнюю жизнь. В формах винительного падежа появляются флексии –ую и –юю: чужую дочь, грязную рубашку, золотую цепочку, местную газету, синюю шапочку, весеннюю капель, летнюю пору и прочие.
Для прилагательных женского рода действует то же правило с подстановкой вопроса, как и для форм мужского / среднего рода: вижу девушку (какую?) красивую; взял форму (какую?) зимнюю.
Окончания прилагательных после шипящих
Для имен прилагательных, основа которых оканчивается на шипящую, действуют следующие правила выбора варианта окончания. В ударной позиции пишется буква «о», а в позиции не под ударением – «е». Например: сорвать большой цветок, салат из зелени, слышать чужой язык, погладить рыжего котенка.
Следует отметить, что в формах мужского рода в именительном падеже после шипящих может писаться и буква «и» (свежий кофе, лучший фильм), поэтому их написание следует проверять вопросом. В формах среднего рода в именительном падеже после шипящих встречается флексия -ее / -ое: свежее дуновение ветра, лучшее решение на сегодняшний день, посетить небольшое представление. Буква «е» в окончаниях атрибутивов никогда не употребляется.
Методические аспекты обучения написанию окончаний прилагательных
С целью профилактики ошибочного написания окончаний прилагательных учителю необходимо организовать специальную систему тренировочных упражнений, которые помогут ученикам отработать навыки правописания. В частности, учитель может использовать следующие задания:
- Просклоняй имя прилагательное, выдели окончания и объясни их правописание.
- Сгруппируй прилагательные по видам орфограмм (в корне, приставке, флексии), объясни выбор того или иного написания.
- Составь таблицу «Правописание окончаний прилагательных», заполни ее примерами.
- Вставь пропущенные буквы в окончании прилагательных, графически объясни их выбор.
- Исправь ошибки, допущенные в написании окончаний прилагательных, запиши данные слова в исправленном виде, обозначь условия выбора орфограмм.
Организуя работу в группах, учитель может предложить сравнить окончания разных форм прилагательных, сделать вывод о совпадении некоторых падежных окончаний, стремлении русского языка к унификации падежных форм.
Данные типы упражнений применимы и при повторении данной орфограммы во время изучения норм правописания окончаний причастий, поскольку они подчиняются тем же принципам.