Правило-ориентированные упражнения на уроках русского языка
Языковая ситуация современности предъявляет особые требования к преподаванию русского языка. Наряду с необходимостью развития и совершенствования коммуникативных навыков остро стоит проблема сохранения речевой культуры, проявляющейся, прежде всего, во владении литературной нормой как в устном, так и в письменном общении. Поэтому особое значение приобретает система работы, направленная на освоение и формирование навыков практического применения правил русского языка, которые являются отражением нормы. Такой подход известен как правило-ориентированный.
Правило-ориентированный подход к изучению русского языка представляет собой выстроенную определенным образом модель обучения, которая заключается в опоре учебной деятельности учеников и учителя на правила и их применение.
Правило русского языка представляет собой инструктивно-предписывающий текст, отражающий ту или иную языковую норму в аспекте ее характеристик и условий употребления в речи.
Большая часть правил, с которыми сталкиваются ученики, относятся к правописным, включая правила написания слов и постановки знаков препинания. За это школьный курс русского языка часто обвиняют в излишней ориентации на отработку правописных навыков и невнимании к коммуникативной стороне речи. Однако при понимании связи между изучением правил и нормой литературного языка отношение словесника к изучению правил правописания меняется, поскольку они являются материалом, позволяющим повышать речевую культуру, одновременно развивая коммуникативно-речевые навыки.
Работа с правило-ориентированными заданиями на уроке
Правило-ориентированный подход на уроках реализуется через систему специально подобранных упражнений и заданий, которые нацелены на работу с дидактическим материалом, отражающим условия применения правил. Система упражнений включает как традиционные, так и новые формы заданий, помогая разнообразить содержание урока. Рассмотрим некоторые из таких правило-ориентированных упражнений:
- Письмо с комментариями – разновидность задания, при котором ученики записывают текст под диктовку учителя, сопровождая его необходимыми комментариями. Дидактическая ценность приема заключается в том, что он, во-первых, помогает предупреждать ошибки на письме и развивает орфографическую зоркость, во-вторых, помогает расширять языковые компетенции учеников. С этой целью используются разные по виду комментарии: помимо традиционных орфографических и пунктуационных комментариев, применяются лексический, лексико-семантический, грамматический, стилистический и так далее.
- Работа с деформированным текстом. Этот вид работы включает различные упражнения, так или иначе связанные с восстановлением текстовых лакун. Наиболее распространены упражнения, которые относятся к осложненному списыванию. Выполнение упражнения сопровождается графическим выделением условий выбора орфограмм и постановки знаков препинания, что актуализирует содержание правил. Кроме этого, лакуны в тексте могут относиться к любому явлению языка (пропуски на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях), что предполагает обращение к теоретическим сведениям.
- Подбор примеров, иллюстрирующих языковую норму и правило. Это очень важный с методической точки зрения прием, так как он позволяет научить употреблять правило в речевой практике. Самостоятельно подбирая примеры к правилу, ученик учится выделять типы явлений языка, относящиеся к данной норме, обосновывать их выбор, а также правильно их употреблять в речи в соответствии с действующими нормами.
- Упражнения классификационно-опознавательного характера, которые направлены на поиск в тексте языковых явлений, отвечающих заданным критериям, и отнесение их к определенному классу. Например, учитель предлагает выписать из текста слова, относящиеся к орфограмме «Правописание приставок»; выписать из текста только имена существительные; найти в тексте только глаголы совершенного вида (или первого спряжения); выписать предложения, отвечающие определенной структурной схеме и проч.
- Самостоятельное нахождение орфограмм и пунктограмм в тексте – один из сложных видов упражнений, который учит применять полученные теоретические знания на практике в процессе работы с языковыми единицами и пунктуационно-смысловыми отрезками. Основная цель применения упражнения – развить навыки практического использования правил в речевой деятельности.
- Работа по составлению схем, таблиц, логико-смысловых моделей, отражающих сущность правила (или яда правил). Такие упражнения помогают систематизировать и обобщить теоретический материал, а также учат работать с научно-учебными текстами, выделять в них главную и второстепенную информацию, а также обозначать условия применения норм в речи.
Данные виды упражнений, направленные на отработку теоретических умений, связаны с определенными нормами языка, с системой его правил, что обеспечивает целенаправленную и последовательную работу над системой языковых норм.