Понятие и факторы речевого этикета
Речевой этикет – устойчивая система общения, приписывающая обществу правила установления речевой связи для поддержания общения в определенной тональности соответственно социальным статусам, ролям и позициям, окружающей обстановке.
В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).
В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.
Богатство синонимических рядов единиц речевого этикета обусловлено вступлением в контакт разных по социальным признакам коммуникантов при разных социальных взаимодействиях.
Факторы, учитываемые в речевом этикете:
- Прагматический, единицей этикета, при котором выступает речевой акт, учитывающий принцип вежливости и сотрудничества;
- Лингвистический, дифференцирует единицу этикета как слово, фразу, верно произнесенное с точки зрения языка;
- Стилистический фактор разграничивает формы общения среди публики, поколений, партнеров и пр.;
- Культурологический, рассматривает речевой этикет как неотъемлемую часть народной культуры и норм поведения, присущих данной территориальной общности.
Правила и требования речевого этикета
Выделяется два вида правил общения:
- Запрещающие – правила поведения в закрытой системе коммуникации (в организации, в семье, в коллективе и др.);
- Рекомендательные – правила речевого общения в открытой системе коммуникации (в обществе, на культурных мероприятиях и др.).
При этом к культуре речевого поведения формируются требования, запреты и рекомендации.
Речевые требования включают:
- Правильность и чистоту произношения в соответствии с литературными нормами языка;
- Точность речи в терминологии и профессионализмах;
- Уместность речи в выборе тона и стиля коммуникации;
- Коммуникативность и целесообразность не допуская грубости, бестактности и не четкого произношения;
- Этику общения с учетом правил обращения, согласия и похвалы.
Речевые запреты, позволяющие избежать конфликтной ситуации и наладить комфортность общения включают:
- Запрет на тональность (пренебрежение, сюсюкание);
- Запрет на выражения (грубые, оскорбляющие);
- Запрет на жесты (устрашение, обида);
- Запрет на голос (заикание, неразборчивость).
Заповеди общения и частные случаи
Основные заповеди успешного и продуктивного общения, основные положения речевого этикета:
- Избегайте многословия и речевого однообразия;
- Говорите просто, понятно, доступно;
- Знайте, зачем и о чем говорить;
- Умейте находить общий язык с каждым человеком;
- Вежливость – основа успеха в любой сфере жизнедеятельности человека;
- Умейте слушать.
Частные случаи применения правил этикета:
- Установление контакта связанно с этичным и добрым обращением к окружающим. Основным словом а данном случае должно быть «здравствуйте», «приветствую», «добрый день/утро/вечер». Для привлечения внимания допускается использование фраз: «позвольте обратиться», «извините» и др.
- Обращение к оппоненту. Более уместным в настоящее время считается обращение по имени и отчеству, занимаемой должности. Не допускается указание на личностные характеристики коммуниканта – его пол, возраст, веру и прочие;
- Завершение контакта должно оставлять о повествующем положи-тельное впечатление. Считается важным не только вежливо попрощаться, но и оставить слова благодарности, теплую атмосферу дальнейшего сотрудничества или диалога.