Пословица: понятие и основные характеристики
Среди фольклорных текстов особое место занимают паремии – система нравоучительных жанров, в которых отражена накопленная в течение многовековой истории народная мудрость, в обобщенном и сжатом виде представлен духовный опыт его развития. К фольклорным паремиям относят пословицы, поговорки, притчи.
Пословица – разновидность малых фольклорных паремий, для которой характерны следующие особенности:
- структурное соответствие сентенции – короткому нравоучительному высказыванию, обобщающему житейские наблюдения;
- смысловая и структурная законченность, интонационное и ритмическое оформление;
- дидактичность, поучительность;
- иносказательный характер и образность;
- лаконизм, предельная афористичность, точность и меткость формулировок.
Пословицы необходимо отличать от поговорок – метких народных выражений, не передающих законченной мысли, но образно характеризующих какое-либо явление действительности. Например: не мытьем, так катаньем; семь пятниц на неделе; сто верст киселя хлебать; от печки плясать и проч.
В русском фольклоре пословицы объединяются в тематические группы по выражаемому смыслу:
- Пословицы о доме и семье, о воспитании детей и супружеских отношениях: В своем дому и стены помогают. Яблочко от яблоньки недалеко падает. Жну и детей учи без людей.
- Пословицы о родине: Всякому мила своя сторона. Родная земля – мать, а чужая – мачеха. С родной земли умри – не сходи.
- Пословицы о работе и лени: Труд кормит, а лень портит. Поработай до поту, так и поешь в охоту.
- Пословицы об учении, книгах и чтении: Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Ученье – свет, а неученье – тьма. Не на пользу книги читать, коли одни вершки хватать. Корень учения горек, а плод его сладок.
- Пословицы, характеризующие человека: У скупого среди зимы снега не выпросишь. Ленивому всегда праздник. У страха глаза велики.
Особенности грамматического строя пословиц
Формально пословица представляет собой предложение – повествовательное или побудительное с точки зрения коммуникативной цели: Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За одного битого двух небитых дают. Не говори «гоп», не перепрыгнув. Не в свои сани не садись.
Пословицы могут иметь как утвердительную, так и отрицательную семантику, передаваемую при помощи отрицательных частиц: Не учи ученого. Ворон ворону глаз не выклюет. Не плюй в колодец – напиться придется.
С точки зрения грамматической организации пословицы представлены как простыми предложениями, таки сложными. Среди сложных чаще встречаются сложные бессоюзные и сложноподчиненные: Любишь рыбку съесть – люби и в воду лезть. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. Кончил дело – гуляй смело.
Среди особенностей предикативной структуры можно отметить наличие составного сказуемого: Каждому мила своя сторона. Бедность не порок. У страха глаза велики.
В целях структурно упорядочения используется синтаксический параллелизм: Кошке – игрушки, мышке – слезки. Красна книга листами, а человек – делами. Красна изба углами, а хозяйка – пирогами; антитеза: Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Корень учения горек, да плод его сладок.
Для ритмической организации часто применяется внутренняя рифма: Язык без костей: что хочет, то и лопочет. Что посеешь, то и пожнешь. Не зная броду, не суйся в воду. Мели Емеля – твоя неделя. Ритмизации пословиц также способствуют повторы (лексический и грамматический): Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не торопись говорить – торопись делать. Не хвались словами – хвались делами. И честь не в честь, коли нечего есть. Среди овец – молодец, а против молодца – сам овца.
Часто в пословицах встречается эллипсис, неполнота структуры, восполняемая контекстом: птица пеньем, а человек – уменьем. Семеро с сошкой – один с ложкой.
Роль пословиц в коммуникации
Структурные и содержательные особенности пословиц обусловливают их особую роль в коммуникативной практике. Пословиц помогают делать речь образной и яркой, в афористичной и остроумной форме характеризуя какое-явление или человека. Являясь многовековым хранилищем народной мудрости, пословица содержит достаточную ширину обобщений и лукавую иносказательность, что позволяет необидно указать человеку на его недостатки и промахи.
Дидактический потенциал пословиц делают их мощным средством учебно-воспитательного дискурса, способствуя формированию значимых качеств личности.
В художественном тексте пословицы выполняют функцию образной характеристики сюжетной ситуации или героя, помогают глубже проникнуть в авторский замысел. Пословицы используются также в качестве заглавий произведений: «Коготок увяз – всей птичке пропасть» (народная драма Л. Н. Толстого), «Бедность не порок», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Не все коту масленица» (пьесы А. Н. Островского).
Пословица украшает речь, придает ей неповторимый колорит, образность и богатство.