Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие концепта в филологии

Понятие концепта в филологии

Понимание термина «концепт» в трактовках разных филологов неодинаково, что обусловлено разными подходами к пониманию этого научного термина.

Следует отметить, что сам термин употребляется не только лингвистами, но и специалистами других отраслей знаний: культурологами, философами, психологами. Каждая из указанных областей знаний стремится найти в этом понятии свою область исследований, что еще более усиливает неоднозначность термина, приобретающего междисциплинарный характер.

В рамках филологических исследований сформировалось несколько подходов к определению термина «концепт»:

  1. С точки зрения психологического подхода, который был значительно развит академиком Д.С. Лихачевым, в концепте подчеркивается его знаковая, заместительная функция. Он предстает как ментальное образование, способное замещать собой целый класс (совокупность) подобного рода объектов или реалий. Концепт при таком понимании не отождествляется со значением слова: его содержание формируется путем «наслаивания» на первичное языковое содержание ментального опыта личности и народа.
  2. Логический подход к пониманию концепта вносит новую трактовку в его содержание: он становится понятием ментальной сферы, формирующим систему человеческих знаний и представлений о мире, поскольку соединяет в себе, помимо личного опыта, также языковой, культурный, религиозный, идеологический компоненты.
  3. Философское осмысление концепта связано с представлением о нем как о ментальной основе языкового знака, являющейся неизменной для данного типа социума и исторической эпохи.
  4. Интегративный подход к трактовке концепта рассматривает его как сложное образование, имеющее не только лингвистическую, но и социокультурную и психическую природу. При этом, существуя как часть ментального мира и компонент национально-культурного опыта, концепт находит свое непосредственное выражение в языке в виде словесного знака.

В настоящее время концепты рассматриваются также когнитивной лингвистикой и лингвокультурологией как единицы, которые, с одной стороны, способны формировать языковую картину мира, с другой – служить средством включения индивида в процесс взаимодействия с культурными ценностями и национальными традициями, обеспечивая их понимание и интерпретацию.

Концепт и сходные понятия

При описании концепта необходимо разграничить его с другими лингвистическими понятиями: слово и значение.

Слово представляет собой единицу языка, оно имеет звуковую оболочку, определенное содержание, грамматическую характеристики, парадигматические и синтагматические связи. Как и концепт, слово является продуктом исторического и культурного развития народа, однако в отличие от концепта его содержание более конкретное. Границы словесного значения определяются понятийной и предметной соотнесенностью слова, не включают всю совокупность оценок, культурных ассоциаций, ментальных смыслов, которые сопровождают концепт. Можно говорить о том, что концепт находит в слове свое непосредственное выражение, но его содержание богаче, шире, чем значение слова.

«Понятие концепта в филологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Значение слова уже концептуального значения. Многие смыслы, входящие в концепт, могут находиться на периферии словарного значения или вовсе не входить в его структуру. Так, например, значение слова «дом» является ограниченным:

  1. Жилое помещение.
  2. Квартира, частное подворье.
  3. Семья.
  4. Царская / королевская династия.
  5. Составная часть наименований: Дом культуры, дом-музей.

Значение концепта «дом» значительно шире и включает представление о родине, уюте, тепле и безопасности, гармонии в душе.

Структура концепта

Строение концепта характеризуется структурностью: есть первичные «слои» содержания, на которые надстраиваются все новые смысловые и ассоциативные связи. Анализируя содержание концепта, в нем можно выделить три составляющих:

  1. Понятийную, связанную со сферой ментальных представлений.
  2. Образную, которая основана на когнитивных метафорах, лежащих в основе концепта (например, жизнь – океана, дом – корабль в пучине / милая пристань).
  3. Этимологическую, связанную с внутренней формой слова, его первичной мотивацией, обусловленной происхождением.

Если рассматривать концепт как производную культуры в нем можно вычленить следующие составляющие:

  1. Универсальную (общечеловеческую), которая характерна для всех людей независимо от национальной принадлежности.
  2. Национально-культурную, отражающую специфику ментальности того или иного народа.
  3. Социальную, которая формируется под влиянием определенного типа общества.
  4. Групповую, связанную с теми ценностями, которые разделяет индивид как член какого-либо коллектива.
  5. Личностную, складывающуюся из личного опыта индивида.

Традиционно концепт принято изображать в виде нескольких вписанных друг в друга кругов, где существует «ядро» - основное содержание концепта, а также периферия – внешняя система «кругов», образованных культурными, ассоциативными, оценочными связями.

Совокупность концептов формируют концептосферу – ментальную «матрицу» смыслов, характерных для определенного культурно-исторического образования.

Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot