Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поэтика экспрессивной номинации в сказках К. Чуковского: лингвистический аспект

Поэтика экспрессивной номинации в сказках К. Чуковского: лингвистический аспект

Использование на уроке русского языка дидактического материала из детской литературы является одной из форм активизации познавательной активности учащихся. Учитель, используя языковой материал стихотворений и сказок, может организовать различную работу, сформировав представление о языковых закономерностях и литературной норме.

Определение 1

Поэтика имени – раздел литературоведения, который направлен на анализ семантики и художественной функции имени в тексте.

В лингвистике изучение поэтики имени необходимо для уяснения строения и семантики имен, глубоко проникновения в сущность антропонимов, их роли в речи и в языке.

Изучение поэтики имени на уроках русского языка эффективно при изучении различных языковых разделов:

  1. Стилистика языка, а также стилистический анализ текста.
  2. Антропонимика и ее особенности.
  3. Изобразительно-выразительные средства языка.
  4. Словообразование и морфология и проч.

Изучение поэтики имени в лингвистическом аспекте формирует у учащихся следующие умения:

  1. Навыки семантико-стилистического анализа текста и его единиц.
  2. Умения словообразовательного и морфемного анализа.
  3. Навыки функционально-стилистического анализа языковых единиц.
  4. Умения сопоставления языковых единиц с целью выявления сходства и различия в их строении и значении.
  5. Навыки самостоятельной работы с источниками и словарями русского языка.
Определение 2

Поэтика экспрессивной номинации представляет собой авторский прием, основанный на использовании оценочно-экспрессивных наименований персонажей.

В произведениях К. И. Чуковского, созданных для детей, используются различные экспрессивные номинации, которые создают яркие и незабываемые образы персонажей. Помимо художественно-изобразительной ценности экспрессивной номинации в сказках К.И. Чуковского, эти языковые средства являются интересными с языковой точки зрения и могут быть использованы для организации обучения на уроках русского языка.

«Поэтика экспрессивной номинации в сказках К. Чуковского: лингвистический аспект» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика работы с экспрессивными номинациями на уроках русского языка

Рассмотрим варианты работы на уроке с экспрессивными номинациями, которые К.И. Чуковский использовал в произведениях:

  1. Словообразовательный анализ. Проанализируйте номинации, используемые в сказках К.И. Чуковского: «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Тяни-Толкай», «Авва», «Айболит». Определите способ их образования, объясните значение. Выполнение этого задания позволяет учащимся понять роль экспрессивных суффиксов, а также возможности словосложения для создания экспрессивных образных номинаций.
  2. Лексико-семантический анализ. Проанализируйте семантику имен в сказках К. И. Чуковского: «Мойдодыр», «Бибигон», «Брундуляк», «Бармалей», «Бяка-Закаляка». Объясните, как формируется значение имен, предположите, что они означают. Найдите в произведениях Чуковского другие примеры экспрессивной семантической номинации персонажей. Это упражнение помогает учащимся понять семантику экспрессивных номинаций, а также ее роль в тексте.
  3. Стилистический анализ. Проанализируйте варианты номинации персонажей в сказках К. И. Чуковского: «тараканище» - «таракашечка», «зайка» - «зайчик», «комар» - «комарик», «паучок» - «паук», «Мура» - «Мурочка». Объясните разницу в стилистической окраске экспрессивных номинаций персонажей, укажите, в каких контекстах могут использоваться варианты номинаций персонажей. Покажите, с помощью чего создается стилистическая окраска слов.

Использовать примеры из произведений К. И. Чуковского можно также для организации исследовательской (или проектной) работы учащихся. Возможные темы проектов могут быть сформулированы так:

  1. «Номинации насекомых и зверей в сказках К. И. Чуковского: строение, образование, значение».
  2. «Имена персонажей, придуманные К. И. Чуковским: способы образования».
  3. «Имена персонажей-детей в произведениях К. И. Чуковского: значение и особенности употребления».
  4. «Звукоподражательные имена в произведениях К. И. Чуковского».
  5. «Имена «злодеев» и «героев» в произведениях К. И. Чуковского» и проч.

Проектная работа может быть организована как в группах, так и индивидуально. В процессе выполнения проекта учащиеся самостоятельно изучают произведения К. И. Чуковского, выявляют особенности номинации персонажей, изучают творческую историю произведению, а также работают со словарями (толковыми и словообразовательными). Эта работа помогает развить языковую наблюдательность, сформировать навыки анализа источников, а также применения полученных языковых знаний при анализе конкретного языкового материала.

Таким образом, использование сказочных произведений К. И. Чуковского для изучения поэтики экспрессивной номинации позволяет организовать творческую и исследовательскую работу над единицами текста, а также развить навыки речевого анализа.

Дата последнего обновления статьи: 30.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot