Требования к уровню изучения синтаксиса в начальной школе
Термин «синтаксис» в современном языкознании понимается в двух аспектах:
- Раздел лингвистики, который изучает закономерности построения словосочетаний, предложений, то есть таких языковых единиц, которые имеют коммуникативное содержание.
- Совокупность закономерностей, которые лежат в основе построения синтаксических единиц и их использования в речи.
Овладев нормами синтаксиса, ученик получает возможность свободно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, а также использовать стилистические возможности синтаксических конструкций в коммуникативной практике. Именно поэтому синтаксические навыки становятся базовыми для формирования коммуникативной компетенции учеников.
В соответствии с требованиями стандарта ученик начальной школы должен овладеть широким кругом синтаксических понятий и навыков:
- Собственно синтаксических навыков, которые касаются структуры предложения и его свойств.
- Пунктуационных навыков, которые базируются на знании синтаксиса и его норм.
- Стилистических умений, связанных с умением использовать синтаксические конструкции в различных сферах общения.
В начальной школе ученик знакомится со следующими теоретическими основами русского синтаксиса:
- Понятие о словосочетании и его отличии от слова и предложения.
- Уяснение строения словосочетания и его роли в коммуникации.
- Формирование представление о и как о единице передачи смысла.
- Овладение навыками выделения предикативной основы предложения.
- Характеристика предложения по основной коммуникативной цели, а также строению (простое / сложное, распространено второстепенными членами / не распространено).
- Общее представление о второстепенных членах, их роли в синтаксических конструкциях.
- Введение понятия «однородности» и знакомство с однородными членами синтаксической структуры.
Сопутствующие пунктуационные навыки касаются оформления предложений на письме:
- Ученики уясняют, что в конце синтаксической конструкции используются знаки завершения, которые зависят от целевой установки предложения и (или) интонации (вопрос, восклицание, сообщение о факте в нейтральном тоне).
- Формируется представление о наличии знаков препинания внутри синтаксических структур, обусловленных их строением (наличием однородных членов или нескольких предикативных основ).
- Устанавливается связь между интонационно-структурным оформлением предложения и знаками препинания в нём.
Стилистические умения в области синтаксиса следует признать высшими языковыми умениями, которые демонстрируют достаточно высокий уровень владения синтаксическими ресурсами литературного языка для свободного выражения своих мыслей.
Стилистические навыки в построении синтаксических конструкций базируются на развитом грамматическом строе языка, когда ученик овладевает разными типами конструкций, осознаёт синонимичные возможности разных синтаксических структур, овладевает взаимообусловленностью синтаксиса и функционального стиля речи. Это помогает избежать речевых ошибок в письменных работах учеников начальной школы, привить им стремление выражать свои мысли, ориентируясь на книжный стиль, избегая разговорных конструкций и оборотов.
Овладение синтаксическими нормами в начальной школе
Процесс становления синтаксических норм в начальной школе имеет свою специфику и не завершается в ходе обучения, а продолжается также в средней и старшей школе.
Специфика изучения синтаксических норм младшими школьниками основывается на ряде особенностей:
- Ограниченный круг синтаксических понятий и навыков. Так, ученики знакомятся с предложением, его характеристикой и структурой, однако большая часть элементов, осложняющих структуру предложения, а также тех единиц, которые грамматических с ней не связаны, остаётся вне поля их внимания. Кроме этого, в силу возраста дети не знакомятся с синтаксисом сложного предложения, его типологией и использованием в речи.
- Преобладание эмпирического материала над теоретическим: синтаксис в начальной школе рассматривается как база для становления коммуникативных умений, поэтому ученики сосредоточены на практическом применении синтаксических навыков (элементарный анализ предложения, составление предложений на основе слов / словосочетаний, восстановление деформированных предложений, поиск и исправление ошибок в построении предложений).
- Недостаточный уровень грамматических сведений, позволяющих определить синтаксическую роль определённых конструкций (незнание безличных глаголов, слов категории состояния, необходимых для верной классификации односоставных безличных конструкций).
Овладение синтаксическими нормами у учеников начальной школы протекает в несколько этапов:
- В первом классе ученики знакомятся с предложением как основной единицей синтаксиса, имеющей коммуникативное значение. На данном этапе выясняется отличие предложения от набора слов (сочетания слов), оформляются первоначальные представления о содержательно-смысловом строении предложения.
- Во втором классе сведения о предложении углубляются: ученики знакомятся с понятием предикативной основы, характеризующим предложение, а также с главными членами предложения, учатся выделять их и определять способ морфологического выражения. К этому же периоду относится формирование представления о правилах оформления предложения на письме: каждое предложение начинается с заглавной буквы, в конце его ставится знак завершения, зависящий от его целеустановки и интонации.
- В третьем-четвёртом классе углубляются сведения о характеристике предложений по цели высказывания, интонационному оформлению, структуре. Дети учатся составлять предложения на разные темы по опорным словам, знакомятся с понятием «однородности», а также связанными с ним пунктуационными правилами. Кроме этого, в этот период происходит формирование первоначальных представлений о синтаксической синонимии и стилистических возможностях синтаксических конструкций.
К концу обучения в начальной школе складывается общее представление о синтаксических нормах русского литературного языка, которое продолжает углубляться в основной и средней школе.