Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Овладение синтаксическими нормами в начальной школе

Требования к уровню изучения синтаксиса в начальной школе

Определение 1

Термин «синтаксис» в современном языкознании понимается в двух аспектах:

  1. Раздел лингвистики, который изучает закономерности построения словосочетаний, предложений, то есть таких языковых единиц, которые имеют коммуникативное содержание.
  2. Совокупность закономерностей, которые лежат в основе построения синтаксических единиц и их использования в речи.

Овладев нормами синтаксиса, ученик получает возможность свободно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, а также использовать стилистические возможности синтаксических конструкций в коммуникативной практике. Именно поэтому синтаксические навыки становятся базовыми для формирования коммуникативной компетенции учеников.

В соответствии с требованиями стандарта ученик начальной школы должен овладеть широким кругом синтаксических понятий и навыков:

  • Собственно синтаксических навыков, которые касаются структуры предложения и его свойств.
  • Пунктуационных навыков, которые базируются на знании синтаксиса и его норм.
  • Стилистических умений, связанных с умением использовать синтаксические конструкции в различных сферах общения.

В начальной школе ученик знакомится со следующими теоретическими основами русского синтаксиса:

  • Понятие о словосочетании и его отличии от слова и предложения.
  • Уяснение строения словосочетания и его роли в коммуникации.
  • Формирование представление о и как о единице передачи смысла.
  • Овладение навыками выделения предикативной основы предложения.
  • Характеристика предложения по основной коммуникативной цели, а также строению (простое / сложное, распространено второстепенными членами / не распространено).
  • Общее представление о второстепенных членах, их роли в синтаксических конструкциях.
  • Введение понятия «однородности» и знакомство с однородными членами синтаксической структуры.
«Овладение синтаксическими нормами в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сопутствующие пунктуационные навыки касаются оформления предложений на письме:

  1. Ученики уясняют, что в конце синтаксической конструкции используются знаки завершения, которые зависят от целевой установки предложения и (или) интонации (вопрос, восклицание, сообщение о факте в нейтральном тоне).
  2. Формируется представление о наличии знаков препинания внутри синтаксических структур, обусловленных их строением (наличием однородных членов или нескольких предикативных основ).
  3. Устанавливается связь между интонационно-структурным оформлением предложения и знаками препинания в нём.

Стилистические умения в области синтаксиса следует признать высшими языковыми умениями, которые демонстрируют достаточно высокий уровень владения синтаксическими ресурсами литературного языка для свободного выражения своих мыслей.

Стилистические навыки в построении синтаксических конструкций базируются на развитом грамматическом строе языка, когда ученик овладевает разными типами конструкций, осознаёт синонимичные возможности разных синтаксических структур, овладевает взаимообусловленностью синтаксиса и функционального стиля речи. Это помогает избежать речевых ошибок в письменных работах учеников начальной школы, привить им стремление выражать свои мысли, ориентируясь на книжный стиль, избегая разговорных конструкций и оборотов.

Овладение синтаксическими нормами в начальной школе

Процесс становления синтаксических норм в начальной школе имеет свою специфику и не завершается в ходе обучения, а продолжается также в средней и старшей школе.

Специфика изучения синтаксических норм младшими школьниками основывается на ряде особенностей:

  1. Ограниченный круг синтаксических понятий и навыков. Так, ученики знакомятся с предложением, его характеристикой и структурой, однако большая часть элементов, осложняющих структуру предложения, а также тех единиц, которые грамматических с ней не связаны, остаётся вне поля их внимания. Кроме этого, в силу возраста дети не знакомятся с синтаксисом сложного предложения, его типологией и использованием в речи.
  2. Преобладание эмпирического материала над теоретическим: синтаксис в начальной школе рассматривается как база для становления коммуникативных умений, поэтому ученики сосредоточены на практическом применении синтаксических навыков (элементарный анализ предложения, составление предложений на основе слов / словосочетаний, восстановление деформированных предложений, поиск и исправление ошибок в построении предложений).
  3. Недостаточный уровень грамматических сведений, позволяющих определить синтаксическую роль определённых конструкций (незнание безличных глаголов, слов категории состояния, необходимых для верной классификации односоставных безличных конструкций).

Овладение синтаксическими нормами у учеников начальной школы протекает в несколько этапов:

  1. В первом классе ученики знакомятся с предложением как основной единицей синтаксиса, имеющей коммуникативное значение. На данном этапе выясняется отличие предложения от набора слов (сочетания слов), оформляются первоначальные представления о содержательно-смысловом строении предложения.
  2. Во втором классе сведения о предложении углубляются: ученики знакомятся с понятием предикативной основы, характеризующим предложение, а также с главными членами предложения, учатся выделять их и определять способ морфологического выражения. К этому же периоду относится формирование представления о правилах оформления предложения на письме: каждое предложение начинается с заглавной буквы, в конце его ставится знак завершения, зависящий от его целеустановки и интонации.
  3. В третьем-четвёртом классе углубляются сведения о характеристике предложений по цели высказывания, интонационному оформлению, структуре. Дети учатся составлять предложения на разные темы по опорным словам, знакомятся с понятием «однородности», а также связанными с ним пунктуационными правилами. Кроме этого, в этот период происходит формирование первоначальных представлений о синтаксической синонимии и стилистических возможностях синтаксических конструкций.

К концу обучения в начальной школе складывается общее представление о синтаксических нормах русского литературного языка, которое продолжает углубляться в основной и средней школе.

Дата последнего обновления статьи: 30.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot