Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности языка и стиля журнала

Жанровая специфика журнала

Определение 1

Журнал как тип периодического издания принадлежит к сфере средств массовой информации.

Как и все периодические издания, журнал обладает рядом черт, присущих сфере СМИ:

  • Ориентация на широкую аудиторию.
  • Актуальность и значимость содержания.
  • Воздействие на эмоционально-интеллектуальную сферу читателя с целью формирования у него определенного отношения к публикуемому материалу.
  • Занимательность, способность длительно удерживать интерес читателя.
  • Разноплановый характер и широкий круг освещаемых вопросов.

Журналы по целевой функции подразделяются на несколько категорий:

  • Научно-познавательные, основная задача которых состоит в популяризации достижений науки.
  • Художественные, публикующие литературные произведения (стихи, прозу, очерки).
  • Профессионально-тематические, посвященные определенным сферам науки и общественной практики.
  • Досугово-развлекательные, которые являются самыми массовыми и предназначены для "лёгкого" чтения.

При учёте критерия целевой аудитории, для которой предназначен журнал, можно выделить следующие типы изданий:

  • Детские, целевой аудиторией которых выступают дошкольники и младшие школьники.
  • Подростковые и молодежные.
  • Мужские и женские, разделенные по гендерному признаку и отражающие специфическую информацию, актуальную для представителей разных полов.
  • Журналы для пенсионеров со специфической тематикой (здоровье, дачные хлопоты, кулинария, рукоделие и проч.).

Как вид периодики журналы выполняют следующие функции:

  • Информативную: сообщают о каких-либо событиях, фактах.
  • Развлекательную: способствуют релаксации, организации досуга.
  • Оценочную: содержат мнения, взгляды на события и их интерпретацию.
  • Регулятивную: ориентируют читателя в определенной сфере жизни общества.

Особенности языка и стиля журнала

Журнал принадлежит к публицистическому стилю и характеризуется его особенностями:

  1. Коммуникативная функция журнала – воздействие на читателя и формирование его отношения к действительности.
  2. Сфера бытования – дискурс массмедиа.
  3. Специфические черты обусловлены основными задачами и заключаются в речевой экспрессии, сочетании информационной и агитационной составляющей, доступности и массовости содержания, злободневности и опоре на фоновые знания адресата.
  4. Основные языковые особенности заключаются в использовании броских заголовков, вопросно-ответной формы изложения, средств речевой образности, актуальной лексики; тексты журнальных публикаций (это касается массовых развлекательных изданий) характеризуются стилевой неоднородностью, активным использованием неологизмов и специфического жаргона (компьютерного, косметологического, спортивного), а также рекламных материалов. В целом особенности языка журнала сильно зависят от целевой аудитории и содержания издания.
«Особенности языка и стиля журнала» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В целом в современной российской прессе наблюдается общемировая тенденция к демократизации языка СМИ. Это выражается в том, что отменяются цензурные ограничения, провозглашается принцип свободы печатного слова и выражения мнений автора. При этом журналист ограничен, с одной стороны, требованиями профессиональной этики, с другой – нормами общественной коммуникации, которая предписывает соблюдать этическую сторону общения.

Демократизация языка периодики сказалась и на стиле современных журналов: он стал более свободным, приближенным к живой разговорной речи. Произошла диалогизация текстов, что выразилось в установке журналистов на создание и поддержание контакта с читателем. Этому способствуют и формы интернет-журналистики (живые журналы, блоги, возможность комментировать статьи).

Замечание 1

Однако наряду с положительными тенденциями наблюдается и снижение качества публикуемых материалов. Журналисты все менее требовательны к соблюдению норм литературного языка, допускают ошибки (как правописные, так и грамматические), нередко в погоне за сенсационностью содержания нарушают этические нормы профессиональной деятельности.

Язык СМИ, претерпев значительные изменения за последние десятилетия, стал более свободным и демократичным, соответствующим речевой практике. В нем активнее стали использоваться слова и выражения, характерные для живого общения, неологизмы, а также заимствованная лексика, номинирующая новые явления действительности.

Трансформировался и синтаксис. Эти изменения связаны с большей ориентацией синтаксических конструкций на нормы разговорной речи. Проявляется это в ряде особенностей:

  1. Использование вопросно-ответной формы изложения, когда журнальный материал строится, как серия вопросов (предписываемых потенциальному читателю) и последовательных ответов на них. Такая композиция приближает материал к разговорному жанру (беседа, диалог) и способствует более эффективной коммуникации с читателем.
  2. Речевая компрессия, связанная с использованием номинативных конструкций, предложений-дефиниций, эллипсиса и парцелляции, позволяющая сжато представить значительный объем сведений.
  3. Приближение синтаксиса журнальной статьи к разговорному (используется инверсия, неполные предложения, уточняющие и присоединительные конструкции, вводные слова).
  4. Использование выразительных возможностей синтаксиса (риторических вопросов и восклицаний, антитезы, трансформации устойчивых оборотов) для большего воздействия на адресата.

Язык современного журнала отражает те процессы, которые произошли в СМИ в последнее время (демократизация, диалогизация общения), а также свидетельствует о большем сближении его с разговорной практикой.

Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot