Особенности изучения служебных частей речи в младших классах
Необходимость изучения в начальной школе служебных слов обусловлена нуждами речевой практики. В повседневной разговорной практике ученики уже используют служебные лексемы – предлоги, союзы и частицы. Поэтому возникает потребность в их целенаправленном изучении, чтобы дать ученикам возможность понимать отличия данных слов от полнозначных, освоиться с выполняемой ими функцией.
Введение информации о служебных словах в содержание учебного курса начинается уже в первом классе, когда ученики знакомятся с предлогами. Изучение предлогов особенно важно и с пропедевтической точки зрения, поскольку предупреждает орфографические ошибки, связанные со слитным / раздельным написанием предлогов со словами. Действительно, в русском языке существует омонимичные предлоги и приставки (из, под, на, в, за), которые ученики часто смешивают. В результате возможно недостаточное овладение правописными навыками, когда предлог воспринимается как приставка и пишется отдельно (за думаться, из менить), а приставка сливается с последующим словом (надберегом, влесу, исчащи).
Система русского предлога отличается многообразием. Существуют как неизменяемые, так и те, написание которых обусловливается фонетическим принципом. Поэтому важно научить детей различать эти группы предлогов и не смешивать их на письме. Производные предлоги не являются предметом изучения в начальной школе, что обусловлено как сложностью данной темы для детей, так и недостаточными сведениями о грамматической системе.
Изучая орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами», второклассники знакомятся с отрицательной частицей, её функцией в речи, осваивают её правописание с глагольными лексемами. Информация о разрядах частиц на начальном этапе не даётся, их изучение происходит позднее, в 6-7 классах.
Знакомясь со структурой предложения, понятием однородности, ученики усваивают первоначальные сведения о союзах, их роли в соединении членов предложения. В четвёртом классе, когда учащиеся впервые знакомятся со сложным предложением, сведения о союзах и их роли в предложении углубляются. Ученики начальной школы знакомятся с сочинительными союзами «и», «а», «но», усваивают правила пунктуации в предложениях с данными союзами.
Трудности в обучении младших школьников морфологии служебных слов заключаются в следующем:
- Отсутствие у таких слов лексического значения, их большая абстрактность по сравнению с полнозначными словами.
- «Вспомогательный» характер служебных слов: данные слова выполняют грамматическую функцию, обеспечивая либо связь компонентов предложения, либо формообразование (частицы), либо передачу модальных значений (смысловые частицы).
- Отсутствие у данных слов самостоятельной синтаксической функции.
Данные особенности обусловливают тот факт, что детям порой сложно бывает найти служебные части речи, опознать их, правильно определить их роль в тексте.
Методика изучения служебных лексем в начальной школе
Методическая работа по изучению данного раздела морфологии обеспечивается системой упражнений, направленных на формирование следующих навыков:
- Опознавательных, которые предполагают умение вычленять изучаемые слова в тексте и отличать их от полнозначных.
- Классифицирующих, связанных с различением групп (классов) по морфолого-синтаксическим критериям.
- Орфографических, предполагающих развитие умений правильно писать данные слова, руководствуясь нормами письменной речи.
- Пунктуационных, которые связаны с умениями расставлять знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзами и без.
Специфика изучения данных морфологических групп учениками первого-четвертого классов заключается в широком применении наглядности, в том числе речевой, использовании игровых технологий, методов проблемного обучения.
Для достижения этих умений используются следующие упражнения:
- Игра «Посчитай количество слов»: ученикам даётся задание посчитать количество слов в тексте с учётом всех частей речи. Цель упражнения – развитие внимания детей к служебным частям речи.
- Игровое задание «Наборщики»: детям даются деформированные предложения без предлогов, союзов и предлагается восстановить их первоначальный вид, вставив пропущенные служебные слова. Упражнение развивает умение использовать служебные слова в речи, формирует представление об их роли в организации предложения.
- Упражнение «Назови служебные слова»: в определённом тексте ученик должен назвать только служебные слова. Данное задание учит опознавать такие слова в высказывании и отличать их от полнозначных лексем.
- Задание «Распредели слова по группам»: ученики должны отнести служебные лексемы к соответствующей группе – предлоги, союзы или же частицы. Упражнение способствует формированию умений дифференцировать служебные слова.
- Упражнение «Слитно или раздельно»: ученикам предлагается записать текст, раскрывая скобки, и выбрать правильное написание полнозначных лексем с предлогами, а также верно записать приставки. Это задание формирует умения разделять предлоги со словоформой на письме пробелом.
- Задание на расстановку знаков препинания в конструкциях с союзами.
Изучение служебных слов на начальном этапе языкового образования школе является залогом более глубоко понимания системы морфологических отношений русского языка.