Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативные неудачи и их причины

Подходы к определению понятия коммуникативной неудачи

Коммуникативная неудача – понятие, прочно вошедшее в лингвистический обиход и связанное с теорией коммуникации. В науке нет единого подхода к определению коммуникативной неудачи, поскольку исследователи рассматривают это явление с разных точек зрения, акцентируя те или иные аспекты этого понятия.

Определение 1

В самом общем значении под коммуникативной неудачей понимается неуспешное общение, цели которого не были достигнуты.

В аспекте восприятия информации под коммуникативной неудачей следует понимать ситуацию, когда участники общения не достигли взаимопонимания, то есть когда основная функция общения – информативная – не была реализована.

Статья: Коммуникативные неудачи и их причины
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

С другой стороны, коммуникативная неудача понимается как сбой в процессе общения, обусловленный несоответствием между первоначальными коммуникативными намерениями и и их конкретным результатом.

Еще одним аспектом понимания коммуникативной неудачи как лингвистического феномена становится ее непреднамеренность: случаи намеренного, провокационного речевого поведения, целью которого является создание ситуации непонимания, не могут интерпретироваться как коммуникативные неудачи в общении.

Необходимо различать понятие «коммуникативной неудачи» и смежные с ними понятия «коммуникативного конфликта» и «коммуникативного дискомфорта». Последнее понятие связано с интенцией – сферой речевых намерений адресанта – и возникает в результате коммуникативной неудачи как следствие несовпадения ожиданий и результатов в общении. Коммуникативный конфликт представляет собой такую речевую ситуацию, в которой участники общения намеренно идут на столкновение, демонстрируя разные речевые стратегии в диалоге.

Типология коммуникативных неудач

«Коммуникативные неудачи и их причины» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Классификация коммуникативных неудач строится по разным основаниям:

  • по тем последствиям, которые они имеют в общении, выделяют явные и скрытые. Явные, как очевидно, могут быть замечены и сразу же скорректированы. Сложнее дело обстоит со скрытыми коммуникативными неудачами, которые либо обнаруживаются позже, либо не обнаруживаются вообще;
  • по источникам возникновения: к ним можно отнести собственно языковые (разница в степени владения языком, сам характер языковых феноменов, порождающий искажения смысла) и внеязыковые (культурный барьер между коммуникантами, несовпадение этических установок и проч.);
  • по отношению к самой ситуации общения: неудачи, обусловленные условиями протекания общения; неудачи, которые возникают вследствие позиции, занимаемой участниками взаимодействия;
  • по степени ответственности говорящего: неудачи, обусловленные языковыми факторами; неудачи, связанные с особенностями восприятия сообщения адресатом.

Коммуникативные неудачи и их причины

К возникновению коммуникативной неудачи могут привести различные причины. Среди них можно выделить как внутренние, связанные с языковыми факторами, так и внешние, которые обусловлены различными внеязыковыми аспектами протекания коммуникации.

Рассмотрим основные причины возникновения коммуникативных неудач:

  1. Нарушение норм литературной речи, ведущее к ошибкам: произносительным, лексическим, правописным.
  2. Отклонение от точности, связанное с употребление слова в несвойственном ему значении или в семантически нежелательной сочетаемости слов, а также случаи речевой избыточности.
  3. Неумение пользоваться ресурсами русского языка, в частности, смешение паронимов, неточный подбор синонимов, незнание контекстов употребления функционально окрашенных единиц языка.
  4. Семантическая двусмысленность, возникающая в результате неправильного построения предложения: Бабушка сказала внучке налить ей стакан воды (кому: бабушке или внучке?). Брат отобрал часть марок (выбрал или отнял?). Мы прослушали эту лекцию (ознакомились с ней или пропустили ее содержание?).
  5. Разница в языковом опыте, отсутствие необходимых языковых компетенций для понимания речи. Такие коммуникативные ситуации возникают при общении взрослых и детей. Например, услышав выражение «тебе передали привет», маленькие дети часто начинают просить «показать» им этот «привет», так как понимает это выражение буквально.
  6. Языковой и культурный барьеры, наблюдаемые в общении с иностранцами. Например, иностранец с трудом понимает значение идиом чужого языка и другие национально-культурные компоненты коммуникации.
  7. Различие этических установок коммуникантов также может вызвать коммуникативную неудачу. Например, стратегии речевой манипуляции, применяемые одним из коммуникантов, а также язык вражды и речевая агрессия обрекают второго участника общения либо на отказ от коммуникации, либо на попытки противостояния этим деструктивным факторам, лишая само взаимодействие эффективности и содержательности.

Таким образом, коммуникативные неудачи могут быть обусловлены разными причинами, устранение которых способствует более продуктивному общению.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot