Изучение словосочетания на уроках русского языка в 1-4 классах
Словосочетание является минимальной синтаксической единицей и выполняет одновременно и номинативную, и коммуникативную функции: с одной стороны, словосочетание в более полной мере, чем слово, обозначает какой-то аспект действительности, с другой – оно является базовым «строительным» элементом для предложения.
Основные отличия словосочетаний от коммуникативных единиц синтаксиса – предложений – заключаются в следующем:
- Словосочетание не обладает предикативностью, оно не равно грамматической основе. Например, словосочетание «долгожданная весна» и грамматическая основа «Весна пришла» различаются именно по признаку наличия / отсутствия предикативности.
- В смысловом отношении словосочетание несамостоятельно: оно не выражает законченной мысли, не передаёт целостное информационное сообщение. Так, словосочетания «синее небо», «яркое солнце», «хорошая погода» обозначают лишь отдельные, разрозненные фрагменты действительности, в то время как сложное предложение «Сегодня прекрасная погода: небо голубое, а солнце яркое» передаёт целостный смысл.
- В структурном отношении словосочетание является материалом предложений, их частью и, как правило, распространяет предикативную основу: Наступил вечер. – Скоро наступил вечер.
Сведения о словосочетании и его строении ученики начальной школы получает на протяжении всего обучения в начальной школе, однако сам термин вводится не ранее третьего класса. До этого периода работа над словосочетанием организуется путем накопления фактического материала в результате наблюдений. Так, знакомясь в первом-втором классах с темами «Главные члены предложения», «Связь слов в предложении», ученики обращаются к таким аспектам изучения словосочетаний:
- Обоснование отличий грамматической основы от словосочетания.
- Установление грамматических, а также смысловых связей между словами в предложениях.
Когда ученики знакомятся с понятием словосочетания, они уже накапливают достаточный фактический материал, необходимый для понимания этой синтаксической единицы. При этом педагогу необходимо структурировать эти сведения, привести их в систему и сформировать представление о словосочетании как об основной единице, формирующей предложение.
При этом следует помнить, что словосочетание, по сути, является базовой единицей для изучения многих лексико-грамматических и орфографических тем. Значение многих слов поясняются в контексте словосочетаний, некоторые орфографические правила иллюстрируются при помощи словосочетаний (например, различение парных глухих / звонких согласных в фонетически слабой позиции: спелый плод – плот из досок, рыжий кот – сложный код). Иногда анализ строения словосочетания позволяет определить родовую принадлежность и особенности склонения слов: вкусная салями, широкая авеню, честный рефери (род), ехал в метро – встретимся у метро (несклоняемые существительные).
Особенности изучения словосочетания на уроках русского языка в начальной школе
Изучение словосочетания является эффективным в случае правильно организованной работы учеников. Педагог может использовать следующие типы заданий, направленных на развитие умений находить словосочетания, отличать их от нераспространённого предложения, а также анализировать их строение, состав, грамматическую организацию, конструировать на их основе предложения:
- Разбор предложения (устный) путём постановки вопросов к словам, входящим в его состав: Крепкие (какие?) боровики нашли мы (где?) на опушке. Другой вариант – дополнение предложение подходящим по смыслу, заложенному в вопросе, словом: Строители клали (что?)… Маме подарили (какой?) букет.
- Составление словосочетаний из заданных слов. Например, подбери к каждому глаголу «пару» в виде существительного: посадить…, подмести…, гулять в…, читать…, смотреть из… (слова для справок: окно, дерево, пол, парк, книга).
- Распространить предложения словосочетаниями.
- Указать, как связаны слова в словосочетании: красивое море (смысловая связь и грамматическая – согласование в роде, числе, падеже).
- Конструирование словосочетаний по образцу. Например, составь словосочетания по модели «глагол + предлог + сущ.», «прилагательное + сущ.», «сущ.+ сущ.».
- Подбор синонимичных словосочетаний: ваза из стекла – стеклянная ваза, сказал с насмешкой – сказал насмешливо.
- Восстановление деформированных словосочетаний путем вставки подходящих по смыслу предлогов: жить…деревне, ехать…города, идти…подруге, гулять…собакой.
- Выбор правильных падежных форм для зависимых слов: в син… воде, к син… морю, прятал на шкаф…, находился в аэропорт…
Работа над словосочетанием в начальной школе должна носить комплексный характер и охватывать различные уровни языка.