Особенности чтения в мобильной среде и их влияние на обучение
Чтение в Интернете, а также с использованием мобильных приложений является распространенным видом получения информации в современных условиях. Этому способствует и активное развитие современных технологий, которые связаны с производством специальных устройств и программного обеспечения для чтения, а также с внедрением цифровых информационных ресурсов.
Чтение в мобильной среде – это способ восприятия и осмысления печатного текста, представленного в электронном формате с помощью компьютера или приложений мобильного устройства (телефона, планшета).
Чтение в мобильной среде имеет свои особенности, которые отличают его от традиционного чтения на бумажном носителе. Основные особенности такого чтения заключаются в том, что меняется характер зрительного восприятия информации, техника чтения и способ усвоения текста.
Традиционное чтение связано с восприятием печатного текста, ограниченного форматом книжной страницы. Большое значение для оптимального восприятия текста имеет расширение полей зрения, а также диагональное чтение, то есть способность одновременного зрительного восприятия нескольких строк в пределах одной страницы. При этом имеются факторы торможения чтения, а именно: соскальзывание со строки, непроизвольный возврат на предыдущую строку при чтении, а также пропуск букв, строчек и проч.
Чтение в мобильной среде - это прежде всего чтение на экране мобильного устройства, который имеет формат, отличный от книжного. Это обусловливает переориентацию восприятия текста. Исследования показывают, что при чтении с экрана основное внимание читающего сосредоточено на левой стороне экрана, в то время как правая сторона превращается в зону ослабленного зрительного восприятия, что может препятствовать усвоению информации.
Другая особенность мобильного чтения – это его нелинейный характер. В большой мере это относится к текстам, организованным с помощью гипертекстовых ссылок, когда текст превращается в систему навигаторов, отсылающих к другим текстам.
Гипертекстовые структуры обусловливают нелинейную структуру чтения, когда информация усваивается не последовательно, а в результате многократного перехода между фрагментами разных текстов. Итоговая информация, извлеченная из такого текста, отличается поверхностным характером. С другой стороны, гипертекст предполагает избирательную стратегию чтения. Читающий может избирать вариант чтения линейной структуры, а может последовательно переходить по ссылкам, дополняя линейный способ чтения нелинейным.
Чтение на мобильных устройствах может осуществляться в специальных приложениях, имитирующих особенности бумажной книги. Помимо этого, приложения для чтения предлагают ряд дополнительных опций, облегчающих работу с текстом: автоматическое перемещение по фрагментам текста, создание закладок, поиск в тексте, копирование информации, звуковое воспроизведение печатного текста. При этом читающий может самостоятельно настраивать особенности отображения текста: размер шрифта, степень освещенности экрана и проч.
- Особенности мобильного чтения влияют не только на восприятие и осмысление текста, но и на процесс обучения, в котором задействовано чтение. Эти изменения касаются следующих аспектов работы с информацией:
- Возрастает роль просмотрового и ознакомительного чтения в ущерб медленному, смысловому чтению текста.
- Возникают сложности с восприятием и анализом композиционной структуры текста и выделением его структурно-смысловых частей.
- Труднее усваивается последовательность действий, событий, изложенных в тексте.
- Снижается контроль чтения, что ведет к появлению ошибок, искажений. Быстрее наступает усталость, притупляется внимание. Под действием отвлекающих факторов (размер шрифта, мерцание экрана, посторонние звуки и изображения) усвоение информации происходит медленнее.
При этом в образовании все большую популярность приобретают цифровые ресурсы, которые предназначены не столько для чтения, сколько для просмотра и прослушивания. В этой ситуации навык чтения не получает достаточного подкрепления в практической деятельности, что негативно сказывается на образовательных результатах в целом.
Методы коррекции проблем мобильного чтения
В этой ситуации преподаватель русского языка и литературы решает вопросы, связанные с обучением эффективным приемам мобильного чтения. Здесь можно использовать следующие приемы работы:
- Чтение с остановками. Текст читается по абзацам, в конце каждого абзаца делается остановка и обсуждаются основные мысли фрагмента.
- Составление вопросов к тексту. Прием аналогичен предыдущему, за исключением того, что по окончании чтения каждого абзаца к нему задаются вопросы.
- Прием «Да / нет»: после прочтения текста ученики работают с утверждениями, истинность или ложность которых они должны обосновать, опираясь на текст.
- Метод чтения по плану: ученикам заранее предлагается план текста с указанием ключевых тем каждого абзаца, в соответствии с которым организуется процесс чтения.
- Чтение с составлением плана (заполнением таблицы).
- Восстановление деформированного текста на основе информации, полученной при чтении.
- Исправление ошибок в плане к тексту или в утверждениях о тексте.
Данные виды работ помогают сформировать навык внимательного, медленного чтения и уменьшают негативное влияние мобильного чтения на восприятие информации.