Особенности изучения безличных предложений в школе
Изучение состава простого предложения является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания русского языка, поскольку понимание грамматических особенностей и строения синтаксических единиц способствует формированию навыков анализа структуры предложения.
Безличные предложения занимают особое место в системе типов односоставных синтаксических конструкций. Это обусловлено как формой выражения главного члена, включающей различные морфологические средства, так и семантикой синтаксической единицы, где отсутствует подлежащее как предмет речи.
Безличные предложения в школьном курсе языкознания определяются как одна из разновидностей односоставного предложения, в котором отсутствует подлежащее и не может быть восстановлено из контекста. Это формирует особый «безличный» статус таких конструкций, которые используются в основном для выражения состояний природы, человека, модальных отношений и проч.
Безличные предложения изучаются в аспекте их морфологического оформления, в частности, школьники учатся опознавать такие предложения по формальным критериям – способам выражения главного члена. Для этого вводится понятие формы выражения безличного сказуемого, которая представлена следующими вариантами:
- Безличный глагол: Потемнело. Светает. Подмораживает.
- Личный глагол в безличной функции: Пахнет сиренью. Дует из окна. Трещит за печкой.
- Категория состояния: За окно промозгло. Мне весело и смешно.
- Модальное слово в сочетании с инфинитивом: Надо приехать пораньше. Не нужно писать здесь.
- Слово «нет» в предикативной функции: В кошельке нет ни копейки. В голове нет свежих идей.
- Сочетание частицы ни с субстантивом в родительном падеже: На небе ни тучки. В тарелке ни крошки.
Основные трудности изучения безличных предложений в школе и пути их преодоления
Усвоение безличных предложений обычно происходит с определенными трудностями, которые обусловлены вариативностью способов выражения сказуемого. Действительно, предложения «На улице похолодало» и «На небе ни облачка» отличаются по форме выражения главного члена, поэтому ученику, который привык к тому, что сказуемое прочно ассоциируется с глаголом как способом морфологического выражения этого члена предложения, испытывает трудности с определением способа выражения главного члена при отсутствии в предложении глагольного сказуемого.
Помимо этой трудности, в изучении безличных предложений также присутствуют проблемы, связанные со смешением личных и безличных глаголов. Особенно это касается глаголов, которые могут употребляться как в личной, так и в безличной функции. Например: Ветер дует с удвоенной силой. – На улице дует с удвоенной силой. Что-то громыхнуло вдалеке, за лесом. – Громыхнуло вдалеке, за лесом.
Разграничение двусоставных и односоставных безличных предложений в этом случае представляет для учащихся ряд трудностей, так как при формальном сходстве сказуемого предложения различаются составом грамматической основы.
Другая сложность связана с тем, что при безличных сказуемых может быть дополнение без предлога в винительном падеже, которое учащиеся ошибочно идентифицируют как подлежащее. К примеру: Водой принесло весло. Грозой сломало дерево. Взрывом разнесло дом. В этом случае целесообразно использовать прием субституции (замены) существительного, у которого совпадают формы винительного и именительного падежей, на те, у которых они не совпадают. Например: Водой принесло лодку. Грозой сломало ветку. Взрывом разнесло стену.
Общие принципы работы над преодолением трудностей в освоении безличных предложений заключаются в следующем:
- Постоянный анализ структуры предложения с выделением грамматической основы и способа ее выражения.
- Сопутствующее повторение грамматических категорий (безличный глагол, категория состояния), актуальных для данной темы.
- Сопоставительный анализ грамматических конструкций, содержащих глаголы в личной и безличной формах.
- Языковое моделирование, заключающееся в трансформации двусоставных предложений в безличные (Сирень очень ароматно пахнет. - Ароматно пахнет сиренью). Также сюда можно отнести такой вид упражнения, как построение предложений по образцу.
- Конструирование предложений по заданной схеме. Например: «модальный предикатив + инфинитив» (Надо готовиться к экзамену) или «усилительная частица «ни» + существительное в Р. п.» (Ни звука за окном).
- Синтаксический разбор предложений с их характеристикой.
Указанные способы работы над безличными предложениями позволяют сформировать устойчивые представления, касающихся их структуры и формально-грамматических признаков, и обеспечить преодоление трудностей в обучении.