Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Орфоэпическая работа в начальной школе на уроках русского языка

Общие принципы изучения орфоэпии

Определение 1

Под орфоэпией понимают раздел науки о языке, предметом которого является литературное произношение. При расширенной трактовке данного термина к области орфоэпии также относят акцентологические нормы и интонационно-ритмические характеристики литературной речи.

Орфоэпия в школьном курсе относится к области культуры речи и тесно связана с такими разделами, как фонетика и орфография. Фонетика для орфоэпии является базовым разделом, поскольку особенности русского литературного произношения обусловлены фонетическими процессами, протекающими в устной речи:

  1. Редукция (ослабление звучания) гласных [а], [о], [э] в безударных позициях: л[иэ]сной, л[ь]б[иэ]диный.
  2. Случаи позиционного оглушения или озвончения парных по признаку глухости / звонкости согласных: [з]бил, ду[п]ки, пло[т], во[г]зал.
  3. Упрощение групп согласных, слогов: гина[нс]кий, окре[сн]ый, ме[сн]ый.

Понимание особенностей русского ударения (его подвижность, свободный характер) позволяет освоить основные акцентологические нормы, разграничить омографы, тождественные графически, но отличающиеся местом ударения в слове: бронИрованный (зарезервированный) – бронирОванный (покрытый бронёй), слЕпит (склеит; вылепит) – слепИт (ослепляет).

Орфоэпия связана также с орфографией, поскольку ведущий принцип русского правописания соотносится с соблюдением единообразного воспроизведения морфем, а не звукового облика слова. Иногда ученики начинают произносить слово так же, как оно написано, что приводит к орфоэпическим ошибкам: коне[чн]о (вместо: коне[шн]о), ску[чн]о (вместо: ску[шн]о).

Общими принципами орфоэпической работы в школе являются:

  • Принцип опоры на речевой слух детей, его развитие и совершенствование.
  • Принцип различения графического и фонетического облика слова.
  • Принцип учёта фонетических процессов, происходящих в устной речи.
  • Принцип учёта смыслоразличительной роли звука и ударения в слове.
  • Принцип развития произносительных навыков на основе литературных образцов.
«Орфоэпическая работа в начальной школе на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Орфоэпическая работа в начальной школе на уроках русского языка

Рассмотрим более подробно содержание орфоэпической работы в начальной школе.

Обучение орфоэпии осуществляется в несколько этапов:

  1. Подготовительный период приходится на время обучения грамоте. На данном этапе ученики знакомятся с фонетической системой литературного языка, усваивают характеристики звуков, их позиционные чередования, получают основные сведения об ударении, его свойствах и роли в слове. Зпадач данного этапа – создать необходимые предпосылки для формирования орфоэпических навыков.
  2. Основной период включает целенаправленную и систематическую работу по формированию навыков литературного произношения и ударения, а также работу по предупреждению и коррекции орфоэпических недочётов. Это длительный период, который охватывает всё время обучения в начальной школе.
  3. Закрепление усвоенных орфоэпических норм и правил происходит в четвёртом классе.

Выделим основные типы упражнений, направленных на развитие орфоэпических навыков:

  1. Упражнения на отработку норм произношения: воспроизведение слов по образцу; чтение вслух и по цепочке слов, трудных в произносительном отношении; знакомство с орфоэпическим словарём; составление и пополнение собственных орфоэпических словариков.
  2. Задания, направленные на формирование акцентологических норм: расставить ударение в словах; образовать формы слов и сделать вывод об изменении ударения (жилА – жИли, нАчали – началА); выбрать правильный вариант ударения из предложенных и обосновать свой выбор; объяснить, как изменение ударения влияет на значение слова (пАрить – парИть); работа с акцентологическим словарём.
  3. Упражнения, направленные на развитие интонационно-ритмической структуры речи: выразить голосом и интонацией различные чувства (радость, печаль, недоумение, сожаление); сравнить интонационный рисунок вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений и сделать вывод о роли интонации в формировании целевой установки высказывания; выразительное чтение.
  4. Задания, ориентированные на развитие чёткой дикции: чтение текста вслух, по ролям; разучивание скороговорок и чистоговорок; заучивание наизусть стихов.
  5. Упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию произносительных недочётов: наблюдение и самонаблюдение за звучащей речью; ведение орфоэпических и акцентологических словариков; скандирование сложных в акцентологическом отношении слов; орфоэпические диктанты и их анализ; запись слова по его транскрипции.

Деятельность по формированию орфоэпических и акцентологических норм должна иметь комплексный характер и ориентировать учеников на самостоятельную работу в области повышения произносительной культуры речи. Эффективной формой работы также является метод проектов, когда ученики наблюдают за произношением окружающих, фиксируют орфоэпические ошибки в СМИ, а затем обобщают данные самостоятельного исследования в виде сообщений и докладов.

Дата последнего обновления статьи: 27.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot