Онтогенетическая лингвистика: возникновение и аспекты изучения языка
Вопросы онтогенеза, то есть индивидуального развития, стали интересовать ученых в связи с успехами биологии в области исследования физиологических механизмов, лежащих в основе развития организма. Так, сформулированный Ф. Мюллером и Э. Геккелем закон онтогенетического развития был экстраполирован на некоторые другие сферы, например, на развитие высших психических процессов, в том числе речи.
Онтогенетическая лингвистика изучает вопросы индивидуального речевого развития в контексте выявления его общих принципов и закономерностей.
Чтобы понять сущность вопросов, которыми занимается онтогенетическая лингвистика, необходимо обратиться к закономерности, лежащей в ее основе. С точки зрения онтогенеза его сущность составляет краткое повторение процессов филогенеза. Иными словами, история развития отдельного организма последовательно воспроизводит те стадии, которые проходил в своем развитии целый вид. Применение этого принципа к процессам, лежащим в основе становления речи, развития языковых способностей, позволяет обнаружить механизмы, которые лежат в основе овладения речью в раннем возрасте.
Так, исследования специалистов показывают, что ребенок усваивает речь не только благодаря врожденным анатомо-физиологическим особенностям мозга или речевого аппарата. Они создают лишь потенцию к овладению речью. Также и подражание не является главенствующим механизмом формирования языковой компетенции. Исследователи отмечают, что значительная роль в усвоении языка отводится процессу его творческого «пересоздания». То есть, усваивая язык, ребенок творчески заново осмысливает его систему, двигаясь от наиболее простых единиц к более сложным, постепенно осваивая формально-грамматическую сторону речи, ее содержательный аспект и коммуникативную природу. Индивидуально-речевое развитие в некотором плане повторяет основные аспекты языковой системы в целом.
Исследования онтогенеза детской речи
Наблюдения за детской речью показывают, что она проходит две основные стадии:
- Первый период можно назвать стадией усвоения уровневого строения языка. В этот период ребенок овладевает единицами языковых уровней, то есть набором средств языкового выражения.
- Второй период связан с постижением системно-структурных связей между этими единицами и их использованием в речевой деятельности.
То есть в процессе усвоения языка ребенок постигает его словарь и грамматику, что и позволяет в дальнейшем использовать язык как средство коммуникации.
Указанные периоды неоднородны в своем составе. Так, в течение первого из них ребенок проходит несколько стадий, которые характеризуют разные уровни усвоения языковой системы:
- На первом этапе, который иначе называют период звукоподражания, ребенок усваивает в основном звукоподражательные единицы, которые служат для него средствами номинации. Например, машинку он называет «би-би», кошку – «мяу – мяу», собачку – «гав-гав». Однако уже в этот период происходит усвоение фонетических и даже лексических единиц языка, поскольку эти звукоподражания выступают эквивалентами слов при общении ребенка со взрослыми.
- На втором этапе, названном периодом редуцированной речи, который завершается к полутора годам, происходит появление слов, фонетический облик которых носит незавершенный (сокращенный) характер из-за неразвитой артикуляции. Так, вместо слова «малина» ребенок может говорить «лина», вместо «собака» - «абака», вместо «сухарики» - «ухарики». Однако уже в этот период речь освобождается от звукоподражаний, в ней появляется важнейшая единица – слово, произвольно связанная с обозначаемым им объектом. Также в этом этапе происходит формирование первоначальных представлений о морфемном составе слова, поскольку в речи детей наблюдаются первые формы словоизменения. Например: «дай фету» (дай конфету); «абака пит» (собака спит).
- На завершающем этапе первого периода в речи ребенка появляются признаки гиперкоррекции, связанные с активным усвоением формальных правил в области словообразования и словоизменения. Так, ребенок может использовать такие формы, как «хуждее» (вместо «хуже»), «мы сплим» (вместо «мы спим»). В этот период появляется спонтанное детское словотворчество, которое свидетельствует об экспериментальном пути освоения словообразовательных моделей. Также ребенок овладевает синтаксическим уровнем языка. В его речи появляется сначала предложение, состоящее из грамматически не связанных корней, затем двусложное предложение, потом грамматический строй все усложняется. В речи возникают предложения, состоящие из трех-четырех слов, грамматически связанных между собой.
На втором этапе языкового онтогенеза происходит усвоение текстуального уровня языка. Ребенок открывает для себя коммуникативную, прагматическую сторону языковых единиц. Со значительным расширением словарного запаса связано активное развитие представлений о системных связях языка. Так, в этот период ребенку становится доступно осознание синонимических и антономических отношений слов, словесные обобщения и конкретизации, а также создание речевых произведений по заданному сценарию (например, с опорой на иллюстративный материал).
Таким образом, языковой онтогенез в целом повторяет процессы, лежащие в основе актов речепорождения в коммуникации. Отталкиваясь от формального плана (языковые единицы и правила их сочетания) ребенок двигается к осмыслению их коммуникативной роли. Усвоение языковой системы идет от простого к сложному, от формы к содержанию и функциям. Это позволяет говорить о применимости онтогенетических закономерностей к описанию процессов языкового развития.