Онлайн-викторины по русскому языку: понятие, виды, методика подготовки
Обучение русскому языку в настоящее время базируется на нескольких принципах, которые отражают влияние на образование новых тенденций:
- Принцип активизации познавательной деятельности через приемы геймификации, внедрения интерактивного формата взаимодействия участников процесса обучения, использования разнообразных форм и методов преподавания.
- Принцип технологичности, который связан с применением мультимедийных средств, современного оборудования, цифровых ресурсов образования.
- Принцип здоровьесбережения школьников, ориентации на щадящие методики преподавания, использование достижений нейропедагогики для оптимизации процессов обучения и усвоения знаний.
Онлайн-викторины - новый формат популяризации лингвистических знаний, который можно использовать как во время урока, так и для организации внеурочной деятельности детей по предмету.
Онлайн-викторины по русскому языку представляют собой электронный дидактический ресурс, содержащий систему вопросов и заданий лингвистической направленности.
Отличие онлайн-викторины от обычной викторины по предмету заключается в следующем:
- Интерактивный характер, предполагающий активное вовлечение ребенка в выполнение учебных заданий.
- Возможность удаленного доступа из любой точки мира.
- Применение технологии дополненной реальности, мультимедийных ресурсов, что позволяет разнообразить содержание и формат заданий.
- Индивидуальный подход к прохождению этапов и выполнению заданий.
- Возможность получить доступ к викторине с помощью любого устройства, имеющего выход в Интернет.
- Неограниченное число участников.
- Учет личного результата каждого участника.
- Возможность получить обратную связь и инструкции по правильному выполнению задания.
Виды онлайн-викторин разнообразны:
- Викторины-вопросы, которые приближены к тестовому формату заданий.
- Викторины-квесты, предполагающие прохождение определенного маршрута, с которым связано выполнение заданий.
- Викторины-игры, построенные по принципу популярных телевизионных форматов: «Своя игра», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?» и проч.
- Викторины-конкурсы (олимпиады), которые предполагают введение элемента соревнования.
Использование конкретного вида викторины зависит от целей образовательной деятельности, а также от уровня подготовки учеников и технического оснащения.
- Методика подготовки викторины в онлайн-формате включает несколько шагов:
- Определение целей и задач применения данной формы работы, ее места в образовательном процессе.
- Подбор материала и разработка вопросов (заданий).
- Оформление викторины с использованием электронных ресурсов.
- Размещение викторины в Интернете.
- Организация работы школьников с заданиями викторины.
- Оценка результатов проведения викторины и ее анализ.
К недостаткам онлайн-викторины можно отнести следующие аспекты ее использования:
- Трудоемкость, необходимость привлечения специальных ресурсов для ее разработки и прохождения.
- Трудность контроля результатов обучения.
- Необходимость привлечения к выполнению дополнительных источников информации.
- Невозможность отследить самостоятельность выполнения заданий вне рамок урока.
Сферы применения онлайн-викторины в преподавании русского языка
Онлайн-викторины можно использовать на уроке на различных его этапах:
- На этапе актуализации знаний, чтобы помочь ученикам вспомнить уже известные сведения.
- В ходе решения проблемной ситуации, ведущей к целеполаганию. Например, при изучении темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» можно предложить детям небольшую викторину на определение категории одушевленности у слов: кукла, матрешка, снеговик, килька, мертвец, труп, толпа, молодежь. В ходе выполнения заданий дети сталкиваются с объективными трудностями в классификации существительных, что подготавливает их к правильной формулировке целей урока: познакомиться с сущностью категории одушевленности; научиться определять категорию одушевленности/неодушевленности у существительных.
- На этапе закрепления знаний для проверки понимания теории и правил ее применения для решения практических задач. Проверка знаний с помощью вопросов или заданий викторины позволяет активизировать познавательную деятельность, мотивировать ученика работать над применением правила, искать и исправлять ошибки, совершенствовать свои умения.
- На этапе рефлексии, а также в ходе повторительно-обобщающих уроков, когда они проводятся в форме игр, соревнований, командных форм работы.
Онлайн-викторины удобны для организации внеурочной работы по предмету:
- Занятия по курсам внеурочной деятельности («Занимательный русский язык», «Секреты грамматики»).
- Организация Предметной недели по русскому языку и культуре речи.
- Проведение конкурсов, квестов, соревнований на лингвистическую тему.
- Организация работы с одаренными детьми при подготовке их к олимпиадам.
Онлайн-викторина создается с использованием различных видов интерактивных ресурсов, которые учитель может найти в сети Интернет:
- Сервисы «Google», например, «Google документы», которые обладают возможностями для создания файлов в формате интерактивных тестов.
- Специальные программы для создания викторин (например, Kahoot, Madtest).
- Возможности социальных сетей (создание викторин / анкет ВКонтакте).
- Использование собственного сайта учителя и форм для генерации интерактивных заданий.