Олимпиада по русскому языку: понятие, задачи, функции
Олимпиада представляет собой разновидность творческой работы по предмету.
Суть ее заключается в выполнении ряда заданий, которые имеют нестандартный характер, отличаясь повышенной сложностью, необходимостью привлечения дополнительного материала, изучаемого учеником вне рамок школьной программы (использования знаний из тех разделов языкознания, которые в школе не изучаются: стилистики, истории и теории языка).
Олимпиада преследует следующие задачи:
- Выявление одаренных учеников.
- Стимулирование интереса к углубленному изучению предмета.
- Активизация творческого потенциала детей, развитие нестандартного мышления и навыков самостоятельного решения сложных заданий.
- Расширение кругозора в рамках изучаемой дисциплины.
Наряду с работой кружков олимпиада является одной из массовых форм организации внеурочной работы с детьми. Обеспечивая ученикам равный доступ к участию в олимпиаде, учитель дает возможность творческого изучения предмета и самореализации.
Основные функции олимпиады как формы работы по предмету заключаются в следующем:
- Обучающая: олимпиадные задания знакомят детей с новыми языковыми феноменами.
- Развивающая: задания олимпиад стимулируют развитие нестандартного мышления, воображения и решения исследовательских задач.
- Воспитывающая: олимпиада способствует росту самостоятельности, активности, осознанному отношению к учебной деятельности, формирует ответственность и дисциплинирует учеников.
- Диагностическая: олимпиадные задания помогают выявлять одаренных детей и привлекать их к дополнительным занятиям по предмету.
- Контролирующая: прямой функции контроля у олимпиады нет, однако участие в ней позволяет проверить, в какой степени у ребенка развиты метапредметные навыки и способы переноса знаний в нестандартных видах учебной деятельности.
Обычно олимпиада включает задания разнопланового типа, охватывающие разные аспекты изучения языка:
- Этимологический анализ (найти родственные слова или доказать единство и общность происхождения слов).
- Лексико-фразеологические задания (определить значение языковой единицы в тексте, узнать ее по описанию).
- Грамматические задачи (подобрать примеры, иллюстрирующие морфологические категории, определить грамматическое значение и способы его репрезентации).
- Морфемно-словообразовательные (структурный анализ единиц языка).
- Лингвострановедческие задачи (задания по теории и практике перевода).
- Задания из истории языка, исторической грамматики (перевести текст с древнерусского языка, классифицировать грамматические формы, описать их значение и найти им эквиваленты в современном языке).
Этапы подготовки и проведения олимпиад
Подготовка к олимпиаде осуществляется планомерно в течение длительного времени. Можно выделить ряд этапов, включающих данную работу:
- Этап отбора. На этом этапе учитель путем включенного наблюдения и с помощью специальных заданий (проектная работа, нестандартные вопросы и упражнения повышенной сложности) выявляет тех учеников, которые проявляют к предмету интерес и обнаруживают лингвистические способности.
- Этап диагностики позволяет определить уровень подготовки детей и наметить пути работы по расширению их знаний.
- Собственно подготовка занимает длительное время. Как правило, она осуществляется в рамках внеклассной активности, когда дети занимаются с учителем индивидуально, участвуют в работе кружков или предметных объединений.
- Участие в олимпиаде и последующий анализ ее выполнения, отработка ошибок. Этот этап позволяет учителю понять, в чем ученик оказался успешен, а что вызвало у него затруднения, и помочь детям преодолеть возникшие трудности.
Традиционно Всероссийские олимпиады для учеников школ проводятся в несколько этапов:
- Первоначально происходит отбор внутри школы (школьный этап).
- Затем ученики разных школ города (муниципального образования) соревнуются между собой (муниципальный этап).
- На региональном этапе задействованы лучшие представители муниципалитетов, которые выходят в финальный этап.
- Всероссийский этап предполагает соревнование между представителями регионов и выявление лучших участников – победителей.
Существует большое количество предметных олимпиад, проводимых онлайн. Их преимущества заключаются в том, что задания их рассчитаны на разные категории учеников и позволяют привлечь к участию в конкурсе максимальное количество детей.
Преимущества олимпиадных заданий
Олимпиадные задания являются нетипичными по сравнению с большинством школьных заданий и имеют ряд преимуществ:
- Стимулируют детей привлекать дополнительные сведения для их выполнения.
- Учат использовать различные источники информации: энциклопедии, справочники, словари, ресурсы интернета.
- Помогают применять имеющиеся знания для решения нестандартных задач.
- Активизируют наблюдательность, приучают к вдумчивому анализу языковых фактов.
- Учат сравнивать и классифицировать языковые явления, наблюдать за строением слова, его грамматическим значением и употреблением.
- Развивают навыки письменной речи, анализа текста.
- Прививают интерес к изучению этимологии, истории языка, стилистики и фразеологии.