Ольфакторный код в художественном тексте
Ольфакторный код в художественном тексте представляет собой систему мотивов и образов, связанных с семантикой запаха. Запах является одним из важнейших аспектов окружающего мира, влияющим на восприятие и эмоциональное состояние человека.
В художественных произведениях он может играть значимую роль, создавая атмосферу, передавая настроение, символизируя определенные состояния и события.
Ольфакторный код художественного текста может включать следующие составляющие:
- Описание запахов: автор может передавать ароматы различных предметов, живых существ, местностей и т. д. Это может быть описание запахов цветов, пищи, травы, деревьев, парфюма и проч. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» запах пачулей, наполняющих комнату старого дома, напоминает Раневской и Гаеву детство.
- Ассоциации и эмоции: запахи могут вызывать различные ассоциации и эмоции у персонажей и читателей. Они могут ассоциироваться с определенными местами, событиями или персонажами, а также с определенными эмоциональными состояниями. К примеру, стихотворение Дона Аминадо «Города и годы» построено на приеме связи горда (страны) и соответствующего ему запаха: «А Севилья пахнет кожей, / Кипарисом и вербеной», «Вечных запахов Парижа только два. / Они все те же: / Запах жареных каштанов и фиалок запах свежий».
- Символическое значение: в художественных текстах запахи могут иметь символическое значение. Они могут служить символами определенных состояний, событий или идей, помогая передать дополнительный смысл и обогатить предметный мир произведения. Например, в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» запах жареного лука, доносящий из кухни Туркиных, диссонирует с возвышенно-поэтической обстановкой их литературно-музыкальных «вечеров» и как бы «намекает» на пошлость и ограниченность их жизни.
Анализ ольфакторного кода в художественном тексте требует особого внимания к описаниям запахов, их роли в сюжете и влиянию на персонажей. При анализе можно применить следующие приемы и принципы:
- Определение семантики: необходимо выделить семантические значение запахов и их влияния на произведение. Это может быть связано с созданием атмосферы, передачей эмоций или символизацией определенных идей.
- Сравнение с другими сенсорными кодами: стоит обратить внимание на взаимодействие ольфакторного кода со зрительным или тактильным кодами. Взаимодействие различных сенсорных кодов может обогатить восприятие текста и передать дополнительную информацию.
- Определение лексических единиц: следует исследовать слова и выражения, связанные с запахами и их описание, а также их использование в контексте.
- Анализ персонажей и событий: необходимо изучить влияние запахов на персонажей и события в произведении. Запахи могут влиять на стремления, решения и поведение персонажей, а также влиять на развитие сюжета.
Анализ языковой репрезентации ольфакторного кода в художественном тексте
Языковая репрезентация ольфакторного кода в художественном тексте может осуществляться с помощью различных языковых средств:
- Лексика с семантическим ядром «запах»: использование слов, связанных с запахами и ароматами, позволяет передать конкретные ощущения и создать наглядную картину для читателя.
- Метафоры и сравнения: ольфакторный код может быть передан с помощью метафор и сравнений, связанных с запахами. Это позволяет передать эффект запаха более выразительно и образно (к примеру, «пахло бедностью»).
- Описательные конструкции: авторы могут использовать описательные конструкции, чтобы передать запахи в тексте. Это может быть подробное описание запаха или его воздействия на персонажей.
Рассмотрим языковую репрезентацию запахов в романе Л. Н. Толстого «Воскресенье». Так, в начале романа преобладает аромат оживающей земли, запах раскрывающихся ароматных листьев берез, тополей и черемух. Запах возрождающейся природы становится образом нравственного обновления жизни и возрождения человечества. Ему противостоит городской аромат, который разрушительно воздействует на человека. В «Воскресении» самым отталкивающим запахом является затхлый запах тюрьмы - острога. Доминируют мотив запахов вина и табака. Запах вина и табака в публичном доме уничтожает последний признак стыдливости; запах вина проникает и в суд во время заседаний присяжных; все здание суда насыщено дымом от табака. Раздражающий аромат наполняет всю городскую среду. Меблированные комнаты пропитаны тяжелым ароматом; на кухнях домов плотно пахнет сажей. В воздухе на улицах чувствуется пыль и запах прогорклого масла. У Нехлюдова, главного героя романа, эти ароматы вызывают ощущение тупикового пути, по которому движутся люди, живущие в городах. Таким образом, запах в романе «Воскресение» является семантически значимым и периодически становится частью сюжетных образов.
Согласно концепции романа, природная и человеческая жизнь изначально существуют в параллельных пространствах, которые имеют существенно разный аромат: благотворный аромат природного мира противостоит испорченному запаху цивилизации.
Таким образом, ольфакторный код в художественном тексте представляет собой систему мотивов и образов, связанных с семантикой запаха. Он играет важную роль в создании атмосферы, передаче эмоций и создании подтекста в художественных произведениях. Анализ ольфакторного кода требует внимательного изучения описаний запахов, их влияния на сюжет и персонажей, а также использование метафорических и описательных языковых средств для их передачи.