Обучение русскому языку как неродному
Вопросы преподавания русского языка как неродного затрагивают как школьное, так и вузовское обучение. Русский язык как неродной является не только дидактическим средством и целью обучения, но и инструментом межнационального общения на территории РФ.
С обучением русскому языку преподавание его как неродного объединяет ряд сходных черт: опора на системный характер языка, общие дидактические принципы и педагогические технологии.
Специфика преподавания русского языка как неродного заключается в том, что этот процесс осуществляется в ситуации билингвизма (двуязычия), а также усвоение русского языка происходит не стихийно в детском возрасте в ходе межличностного взаимодействия, а целенаправленно в период обучения в школе.
Следовательно, как и всякая учебная деятельность, обучение русскому языку имеет своей целью развитие личности и формирование определённых практических навыков, в данном случае — коммуникативных, связанных с умением использовать язык как инструмент познания и общения для решения различных задач.
Основные понятия и принципы методики обучения русскому языку как неродному
Предметом методики обучения является русский язык в качестве объекта изучения для инофонов — лиц, для которых он не является родным. Цель обучения русскому как неродному носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие практических навыков (компетенций), дающих возможность:
- Свободно общаться на данном языке (коммуникативная компетенция).
- Понимать обращённую речь и создавать собственные языковые высказывания с учётом требований ситуации коммуникации (речевая компетенция).
- Осознавать языковые основы ментальности и культуры русского народа (лингвокультурологическая компетенция).
Общедидактические принципы обучения русскому как неродному отражают наиболее устойчивые закономерности, лежащие в основе педагогического процесса и включают:
- Деятельностный подход, базирующийся на обучении языку в процессе организованной совместной коммуникации преподавателя и учащихся.
- Принцип сознательности и активности связан с развитием мотивации к изучению языка, а также с опорой на самостоятельность учащегося в достижении поставленных дидактических целей.
- Принцип развития предполагает использование потенциала языка как инструмента развития личности, её познавательных процессов и культурологических компетенций.
- Принцип наглядности предполагает обучение на примере конкретного материала, иллюстрацию теории практикой.
- Принцип систематичности и последовательности позволяет структурировать изучаемый материал от простого к сложному и излагать его в логике структурных и системных связей, существующих в самом языке.
- Принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения предполагает учёт индивидуальных особенностей (возраст, тип личности, уровень языковых способностей), в соответствии с которыми происходит отбор и структурирование изучаемого языкового материала.
Частнометодические принципы отражают логику лингвистического обучения:
- Принцип коммуникативности заключается в подходе к обучению языку как инструменту коммуникации в различных ситуациях общественной практики.
- Функциональный принцип ориентирует на осознание связей между единицами языка и их роли в процессе общения.
- Принцип учёта межъязыковых связей предполагает учёт особенностей родного языка и опору на него в процессе обучения.
- Текстологический принцип базируется на изучении системных свойств языка через призму текста.
Педагогические технологии и методы обучения
Педагогическая технология — это комплексный подход, включающий дидактический инструментарий обучения.
Метод — это частная реализации технологии, конкретный способ достижения дидактических целей.
Педагогические технологии, лежащие в основе обучения русскому языку как неродному, можно классифицировать на основании реализации в них системно-деятельностного подхода:
- Технология прямого метода базируется на изучении неродного языка в естественной речевой среде с преимущественной опорой на устную речь и развитие речевых навыков без учёта особенностей родного языка инофона.
- Сознательный подход опирается на осознанное овладение учащимися системой языка, его единицами, а также правилами их употребления в процессе интенсивной речевой тренировки и сравнение / сопоставление особенностей изучаемого языка с родным.
- Комбинированная технология опирается на сочетание разных подходов к обучению.
- Интенсивные технологии направлены на овладение языком в сжатые сроки в период краткосрочного обучения.
- Технологии машинного обучения связаны с применением информационно-компьютерных средств обучения языку.
В отечественной методике обучения русскому как неродному выделяют общедидактические и частнометодические методы.
Общедидактические методы характерны для всего процесса обучения в целом и предполагают формирование теоретических сведений (рассказ учителя, лекция, демонстрация), навыков практического применения полученных знаний (различные виды упражнений) и методы воздействия на личность учащегося (поощрения или наказания: похвала, замечание, порицание).
Частнометодические приёмы обучения связаны с изучением того или иного раздела языковой системы:
- Методы и приёмы обучения правильному произношению (прослушивание образцов, многократный повтор, чтение вслух, анализ орфоэпических ошибок, фонетический разбор, составление диалогов и устных рассказов).
- Методы обучения грамматике языка (упражнения, языковые разборы, ролевые игры, работа с текстом).
- Методы изучения лексики предполагают расширение словарного запаса (увеличение его количественного и качественного состава) через обучение работы со словарями, справочниками, анализ контекста, подбор синонимов, составление собственных высказываний с новыми словами.
- Методы обучения разным видам речевой деятельности, то есть слушанию, говорению, чтению и письму, предполагают использование комплекса упражнений, направленных на формирование соответствующих коммуникативных компетенций.
В обучении применяются различные дидактические средства: учебно-дидактическая литература (учебники, учебные пособия), справочные издания (словари, справочники, грамматики), наглядные средства (таблицы, графические схемы, презентации), технические средства в виде фонохрестоматий, аудиозаписей, учебных фильмов.
Основной формой обучения русскому языку как неродному является урок, также используются и другие способы организации деятельности учащихся: академические (лекции, лингвистические семинары и практикумы, конференции, коллоквиумы), игровые и нестандартные (концерты, дебаты, ток-шоу и проч.).
Обучение русскому языку как неродному — динамично развивающаяся отрасль лингводидактики, находящаяся в поиске новых, более эффективных приёмов преподавания и развития языковой личности.