Общая культура человека и речевая культура: взаимосвязь и отличия
Развитие общекультурных компетенций занимает особое место в подготовке современного специалиста. Вопрос интеграции индивида в систему культурных ценностей, повышение уровня культурного развития является основным в процессах обучения и воспитания личности, ее социализации.
В ряду общекультурных навыков особую роль играют коммуникативные навыки, связанные со степенью владения языком как средством общения.
Успешная коммуникация невозможна без учета тех требований, которые предъявляет к процессу общения культура речи.
Речевая культура выступает как часть более широкого понятия «общая культура» и опирается на общественные представления о речевом идеале, на нормативные принципы функционирования языка, а также на качества, которые позволяют эффективнее использовать языковые навыки в практических целях общения.
Взаимосвязь этих понятий проявляется также в том, что их становление и развитие взаимообусловлены. Язык является важнейшим средством постижения национальной культуры, мощным фактором социализации индивида, поэтому высокий уровень культуры речевого общения невозможен без включения в систему общекультурных ценностей.
Речевая культура – первый «уровень» оценки общекультурных компетенций, проявляющийся в знании правил речевого этикета, особенностях содержания речи и речевого поведения в целом. Поскольку язык является «одеждой мыслей и чувств», владение им выступает показателем развития внутреннего мира человека и богатства его личности.
Составляющие речевой культуры
Речевая культура - сложное и многоаспектное понятие, включающее как научное, так и бытовое значения:
- С точки зрения лингвистики культура речи предстает как самостоятельный раздел языкознания, в центре внимания которого находятся вопросы соответствия высказываний речевому идеалу и нормативно-коммуникативным требованиям эффективного общения. На практике культура речи – это одна из составляющих речевого поведения индивида, основанная на знании норм, правил и закономерностей правильной и эффективной речи.
- В обыденном понимании культура речи представляет собой особенности речевой практики, связанные с определенными принципами общения: использованием правил речевого этикета, отказом от ненормативных языковых средств, отсутствием слов-паразитов, жаргона и матов, стремлением соответствовать общепринятому речевому идеалу.
В основе речевой культуры лежат три аспекта:
- Нормативный (иначе - ортологический). Этот компонент связан со знаниями тех норм и законов, по которым функционирует система языка. Соблюдение норм – важная составляющая речевой практики, делающая высказывания правильными. Это касается ударения, произношения, словоупотребления, построения предложений, использования функционально-окрашенных средств языка.
- Коммуникативный аспект связан с представлением о том, что одна только правильность не делает речевое высказывание по-настоящему эффективным. Соблюдение норм является залогом того, что она будет соответствовать речевому идеалу. Однако "знак качества" речевой продукции связан с определенными свойствами: точностью, непротиворечивостью и последовательностью речевого сообщения, разнообразием его языкового содержания, выразительными возможностями, уместным использованием всех средств языка для достижения поставленной речевой задачи. Это требует от индивида развитого языкового вкуса, чувства стиля, начитанности и обширного словарного запаса.
- Этический компонент связан с соблюдением нравственного «кодекса» коммуникации. В каждом обществе существует свой набор запретов на определенное речевое поведение. Например, нельзя оскорблять собеседника, использовать нецензурную лексику, высказывания, которые задевают религиозные или национальные чувства. Желательными и социально приемлемыми являются этикетные речевые формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности. Все это помогает придать речевому высказыванию те качества, которые соответствуют общественному риторическому идеалу.
Проблемы речевой культуры
Вопросы культуры речи связаны и с проблемами ее формирования и преодоления негативных тенденций в области речевой практики.
Основные проблемы речевой культуры сосредоточены вокруг соблюдения норм языка и тех коммуникативных требований, которые закреплены в речевом идеале:
- Проблема чистоты языка связана с тем, что речь все больше засоряется инородными вкраплениями: словесными паразитами, клише, неуместными заимствованиями. Как следствие, снижается ее качество, исчезают точность и богатство, речь становится бедной, однообразной и невыразительной.
- Проблема нормативности остро стоит как в устном, так и в письменном общении. Несколько свободное обращение с языковой нормой в последние десятилетия привело к ее размыванию, снижению уровня речевого самоконтроля. Это стало причиной падения уровня грамотности, особенно в молодежной среде.
- Проблема сохранения языкового богатства и разнообразия. Русский язык – самобытное явление, обладающее широким набором средств общения и выражения мысли. Жаргонизация речи, неконтролируемый приток заимствованных слов приводит к тому, что ресурсы собственной лексической системы остаются невостребованными, а речь становится все более однообразной, бедной в языковом отношении.
- Проблема канцелярита и заштампованности речи напрямую связана с ее выразительностью, поскольку засилье «казенных оборотов» в живой разговорной практике лишает ее стилистической однородности и уместности.