Образовательные метрики для оценки качества языкового образования
В настоящее время языковое образования осуществляется в разных форматах: в очном формате, с использованием традиционных и интернет-технологий, а также полностью в дистанционном формате. В каком бы аспекте ни осуществлялось языковое обучение, актуальным остается вопрос оценки его эффективности и качества с помощью специальных инструментов.
Образовательные метрики представляют собой методический инструментарий, позволяющий проанализировать и оценить эффективность и качество обучения в любом формате.
Образовательные метрики обладают следующими параметрами:
- Отличаются информативностью относительно предмета анализа и оценки.
- Обладают валидностью, что предполагает их надежность с точки зрения оценки именно тех критериев, на изучение которых они направлены.
- Характеризуются точностью, что означает их направленность на изучение отдельного аспекта образовательного процесса.
- Обладают гибкостью как способностью адаптироваться к меняющимся условиям образовательной среды.
При использовании образовательных метрик оценки эффективности языкового обучения необходимо помнить, что процесс мониторинга системы обучения должен носить регулярный характер. Идеальным с точки зрения эффективности считается следующий порядок оценки качества:
- Входной контроль (диагностика) вкупе с анкетированием. Он выявляет не только уровень начальных знаний, но и позволяет определить мотивацию к учению, цели и персональные требования учащегося к образовательному курсу.
- Текущий контроль и анкетирование, позволяющие получать от учащихся постоянную обратную связь.
- Итоговый контроль уровня знаний.
- Завершающее исследование общей результативности курса и его субъективной оценки слушателями.
Характеристика основных образовательных метрик и их использования в языковом образовании
В условиях традиционного образования используются основные образовательные метрики, направленные на оценку эффективности обучения в плане его успешности. Оценивается такой критерий в процентном отношении положительных оценок (выше оценки «три») к общему количеству полученных оценок. Этот параметр называют процентом качества, и он считается объективным показателем успешности освоения образовательной программы.
Однако данный параметр не учитывает многие другие факторы, определяющие эффективность обучения, например, степень в вовлечения учащихся в процесс обучения, количественные показатели тех, кто начала курс, к количеству тех, кто его завершил, а также уровень их субъективной удовлетворенности процессом получения знаний. Все эти аспекты также важны, особенно в коммерческом образовании, поскольку позволяют эффективно выстаивать стратегию изменений в системе образования с целью улучшения его результативности.
В коммерческом языковом образовании, которое осуществляет в онлайн-формате, также важными являются бизнес-метрики, способствующие оценке экономической продуктивности курса. Они не только позволяют оценить прибыль, но и показывают другие параметры, например, рентабельность средств, вложенных в рекламу и продвижение образовательного продукта.
Образовательные метрики, которые позволяют оценить степень развивающей составляющей курса языкового образования, являются наиболее продуктивными в аспекте внедрения системно-деятельностного подхода в обучении. В частности, речь идет об оценке сформированности уровня метарпедметных умений и навыков, которые должны развиться у учащихся в процессе освоения предметного содержания. Это касается, например, умения успешно общаться для реализации учебной цели, навыков командной работы и распределения ответственности в учебной группе, а также познавательные, личностные и иные навыки, необходимые для успешного обучения.
Важны не только объективные показатели результатов обучения, которые формируется на основании количественного анализа данных, но и субъективные показатели, которые определяются самим обучающимся. К ним можно отнести:
- Самооценку учащимся уровня его учебных достижений.
- Взаимооценку учащихся.
- Оценку, которую дает учащийся содержанию обучения и методике преподавания.
- Степень удовлетворенности учащихся процессом и результатом обучения.
Например, курс может показывать высокие результаты по качеству обучения, хотя процент удовлетворенности учащихся может быть, как это и парадоксально, довольно низким. Это обусловлено тем, что обучение, помимо результатов, должно приносить учащемуся и эмоциональную радость от общения с преподавателем и учебной группой, содействовать развитию познавательной мотивации, формировать стремление и интерес к самостоятельной работе. Наоборот, при высокой эмоциональной вовлеченности в курс возможно и улучшения изначально невысоких результатов качества обучения.
Образовательные метрики для оценки качества языкового образования выступают необходимым компонентом изучение образовательной системы и способны повлиять на эффективность и продуктивность обучения.