Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образование деепричастий

Общие сведения о деепричастии

Деепричастие как языковой феномен в лингвистике квалифицируется по-разному:

  1. Некоторые исследователи рассматривают его как разновидность глагола, не способную выполнять предикативную функцию. Данный взгляд закреплен и в академической двухтомной грамматике 1980 г., согласно которой деепричастие выступает в виде особой атрибутивной формы глагола.
  2. Другие лингвисты считают деепричастие самостоятельным лексико-грамматическим разрядом слов, которые объединяют признаки и глагола, и наречия, в частности неизменяемость.

С точки зрения грамматико-семантической деепричастие ближе к глаголу, чем к наречию, поскольку выражает значение добавочного к основному действия, образуется от основ глагола и сохраняет некоторые глагольные свойства, например, способность к управлению (сидя за столом), видовременное значение.

Среди основных грамматических категорий, которые есть у глагола, у деепричастия представлены вид и залог. Залоговые противопоставления выражаются в основном с помощью постфикса –ся: Я готовился к экзамену в течение двух недель. Приготовившись, я сдал его на отлично.

Часть лингвистов полагают, что деепричастие способно участвовать в выражении залоговых противопоставлений, то есть образовывать форму пассивного залога в конструкциях типа «будучи (деепричастие) + атрибутив»: Будучи пойманным с поличным, преступник во всем сознался. Будучи отравлен, он умер в жестоких мучениях.

Образование деепричастий

Образование деепричастий происходит как от основ совершенного, так и от основ несовершенного вида с помощью определенной группы суффиксов, специализирующихся на видовых противопоставлениях:

  1. Для форм несовершенного вида: тяжело дыша, не зная правил (суффиксы –а/-я); будучи закрыт, разговорные формы: знаючи, сидючи, глядючи (-учи/-ючи, -учи).
  2. Для совершенного: узнав новости (-в-), не могши вздохнуть (-ши-), не оглянувшись назад (-вши-).
«Образование деепричастий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Статистически наиболее распространенными являются формы с суффиксами –а/-я. Многие формы с суффиксами –вши- считаются устаревшими (несолоно хлебавши; не пахавши, урожай не соберешь) так же, как и формы с суффиксами –учи/-ючи: Инда очи разболелись, глядючи с белой зори до ночи (А. С. Пушкин). В настоящее время они рассматриваются как разговорные или просторечные и не отвечающие требованиям литературной нормы.

Русская грамматическая система также накладывает ограничения на образования некоторых деепричастий. Так, выделяется ряд глаголов, от которых данные формы не образуются:

  1. Это инфинитив на –чь (стеречь, печь, толочь и др.).
  2. Группа глаголов несовершенного вида с суффиксом –ну-: гаснуть, вязнуть, виснуть (но от форм совершенного вида данных глаголов возможно образование деепричастий: погаснув, увязнув, повиснув).
  3. Часть глаголов настоящего времени с неслоговой основой: лгать, спать, ждать, врать и проч.

Границы деепричастия как лексико-грамматического класса

Если представить себе деепричастие как подвижный грамматический класс, т ядерную его часть образуют формы совершенного вида, наиболее тяготеющее к глагольной лексике. При этом формы несовершенного вида способны переходить в разряд наречий, обретая значение не дополнительного действия, а признака этого действия: Вредно читать лежа. Лучше ехать сидя. Прожевывайте пищу не спеша.

Часть деепричастий способна переходить в другие лексико-грамматические классы. Например, слова «благодаря», «невзирая», «несмотря», «считая», «исключая» перешли в класс производных предлогов: благодаря помощи, несмотря на неурожай, исключая опоздавших, считая с семи утра.

Некоторые деепричастия встречаются в составе вводных сочетаний: Проще говоря, тебе не хочется работать. Пользуясь словами классики, «ум с сердцем не в ладу». Я, честно говоря, на вас в обиде.

Нормы употребления в речи

Грамматические нормы требуют от деепричастия употребляться при том субъекте, к которому относится и глагол-сказуемое: Читая книгу, я с увлечением следил за судьбой главного героя. Смотря футбольный матч по телевизору, я чувствую желание погонять мяч с друзьями во дворе.

Русская грамматика также допускает употреблять деепричастия в безличных конструкциях: Работая с клеевым пистолетом, необходимо помнить о технике безопасности. Находясь в общественном транспорте, нужно держаться за спинки сидений или поручни.

Ошибочными считаются случаи употребления деепричастий в конструкциях, где они и сказуемое относятся к разному субъекту: Читая интересную книгу, время летит с бешеной скоростью. Смотря матч по телевизору, возникает спортивный азарт. Проведя сложные вычисления, установлен возраст Вселенной. Такие конструкции содержат грамматическую ошибку и должны быть исправлены: Когда читаешь интересную книгу, время летит с бешеной скоростью. Смотря матч по телевизору, чувствуешь, как возникает спортивный азарт. Поведя сложные вычисления, астрономы установили возраст Вселенной.

Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot