Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образование деепричастий

Общие сведения о деепричастии

Деепричастие как языковой феномен в лингвистике квалифицируется по-разному:

  1. Некоторые исследователи рассматривают его как разновидность глагола, не способную выполнять предикативную функцию. Данный взгляд закреплен и в академической двухтомной грамматике 1980 г., согласно которой деепричастие выступает в виде особой атрибутивной формы глагола.
  2. Другие лингвисты считают деепричастие самостоятельным лексико-грамматическим разрядом слов, которые объединяют признаки и глагола, и наречия, в частности неизменяемость.

С точки зрения грамматико-семантической деепричастие ближе к глаголу, чем к наречию, поскольку выражает значение добавочного к основному действия, образуется от основ глагола и сохраняет некоторые глагольные свойства, например, способность к управлению (сидя за столом), видовременное значение.

Среди основных грамматических категорий, которые есть у глагола, у деепричастия представлены вид и залог. Залоговые противопоставления выражаются в основном с помощью постфикса –ся: Я готовился к экзамену в течение двух недель. Приготовившись, я сдал его на отлично.

Часть лингвистов полагают, что деепричастие способно участвовать в выражении залоговых противопоставлений, то есть образовывать форму пассивного залога в конструкциях типа «будучи (деепричастие) + атрибутив»: Будучи пойманным с поличным, преступник во всем сознался. Будучи отравлен, он умер в жестоких мучениях.

Образование деепричастий

Образование деепричастий происходит как от основ совершенного, так и от основ несовершенного вида с помощью определенной группы суффиксов, специализирующихся на видовых противопоставлениях:

  1. Для форм несовершенного вида: тяжело дыша, не зная правил (суффиксы –а/-я); будучи закрыт, разговорные формы: знаючи, сидючи, глядючи (-учи/-ючи, -учи).
  2. Для совершенного: узнав новости (-в-), не могши вздохнуть (-ши-), не оглянувшись назад (-вши-).
«Образование деепричастий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Статистически наиболее распространенными являются формы с суффиксами –а/-я. Многие формы с суффиксами –вши- считаются устаревшими (несолоно хлебавши; не пахавши, урожай не соберешь) так же, как и формы с суффиксами –учи/-ючи: Инда очи разболелись, глядючи с белой зори до ночи (А. С. Пушкин). В настоящее время они рассматриваются как разговорные или просторечные и не отвечающие требованиям литературной нормы.

Русская грамматическая система также накладывает ограничения на образования некоторых деепричастий. Так, выделяется ряд глаголов, от которых данные формы не образуются:

  1. Это инфинитив на –чь (стеречь, печь, толочь и др.).
  2. Группа глаголов несовершенного вида с суффиксом –ну-: гаснуть, вязнуть, виснуть (но от форм совершенного вида данных глаголов возможно образование деепричастий: погаснув, увязнув, повиснув).
  3. Часть глаголов настоящего времени с неслоговой основой: лгать, спать, ждать, врать и проч.

Границы деепричастия как лексико-грамматического класса

Если представить себе деепричастие как подвижный грамматический класс, т ядерную его часть образуют формы совершенного вида, наиболее тяготеющее к глагольной лексике. При этом формы несовершенного вида способны переходить в разряд наречий, обретая значение не дополнительного действия, а признака этого действия: Вредно читать лежа. Лучше ехать сидя. Прожевывайте пищу не спеша.

Часть деепричастий способна переходить в другие лексико-грамматические классы. Например, слова «благодаря», «невзирая», «несмотря», «считая», «исключая» перешли в класс производных предлогов: благодаря помощи, несмотря на неурожай, исключая опоздавших, считая с семи утра.

Некоторые деепричастия встречаются в составе вводных сочетаний: Проще говоря, тебе не хочется работать. Пользуясь словами классики, «ум с сердцем не в ладу». Я, честно говоря, на вас в обиде.

Нормы употребления в речи

Грамматические нормы требуют от деепричастия употребляться при том субъекте, к которому относится и глагол-сказуемое: Читая книгу, я с увлечением следил за судьбой главного героя. Смотря футбольный матч по телевизору, я чувствую желание погонять мяч с друзьями во дворе.

Русская грамматика также допускает употреблять деепричастия в безличных конструкциях: Работая с клеевым пистолетом, необходимо помнить о технике безопасности. Находясь в общественном транспорте, нужно держаться за спинки сидений или поручни.

Ошибочными считаются случаи употребления деепричастий в конструкциях, где они и сказуемое относятся к разному субъекту: Читая интересную книгу, время летит с бешеной скоростью. Смотря матч по телевизору, возникает спортивный азарт. Проведя сложные вычисления, установлен возраст Вселенной. Такие конструкции содержат грамматическую ошибку и должны быть исправлены: Когда читаешь интересную книгу, время летит с бешеной скоростью. Смотря матч по телевизору, чувствуешь, как возникает спортивный азарт. Поведя сложные вычисления, астрономы установили возраст Вселенной.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot