Обогащение словарного запаса младших школьников синонимами
В соответствии с требованиями образовательного стандарта в числе предметных результатов, которых должны достигнуть ученики начальной школы, изучая русский язык, присутствуют знания в области лексикологии.
Лексикология – это отрасль лингвистических знаний, предметом которой является слово и словарный состав языка.
Знакомясь с лексическими понятиями, ученики углубляют свои знания о слове, его значении, сочетаемости, функциональном употреблении, а также пополняют собственный словарный запас.
Одним из понятий лексикологии является понятием синонимии как особых системных отношений в лексике, базирующих на асимметричной природе языкового знака. Суть этой асимметрии выражается в несовпадении формальной и содержательной сторон языкового знака. Так, одному плану содержания (означаемому) могут соответствовать разные означающие: означаемому «предмет небольших размеров» соответствуют следующие означающие – «маленький», «крошечный», «миниатюрный» «небольшой».
Описанное явление называется синонимией, то есть совпадением означаемых у ряда означающих.
Слова, которые находятся в отношениях синонимии, являются синонимами: чёрствый – грубый, жёсткий; актуальный – злободневный, востребованный, современный.
Следует отметить, что не всегда синонимы идентичны по значению: иногда они отличаются стилистически (хотеть – желать – алкать) или экспрессивной окраской (ходить – шляться).
Синонимы выступают как средство расширения словарного запаса учеников начальной школы. Актуальным вопрос об использовании синонимов как средства речевого развития младших школьников делает тот факт, что в методике начального обучения языку данная тема монографически не представлена.
Дети знакомятся со словами, совпадающими по значению, но различными в плане выражения, однако это знакомство носит практический характер и ограничивается обучением наблюдать за такими словами в устной речи или в тексте.
Например, задания учебника ориентируют учеников на поиск слов, близких по значению, в тексте, подбор синонимов к заданному слову, установлению различий между функционально-стилистическими синонимами, а также исправление речевых недочётов, связанных с неуместным использованием синонимов.
Методика работы с синонимами
Ценность синонима при обогащении лексикона учеников, а также в работе по развитию речи заключается в том, что умелое владение данным лексическим средством позволяют сделать речь более точной и выразительной. Ведь синонимы позволяют выбирать наиболее подходящее по смыслу и уместное в данном контексте слово из ряда, близких ему по значению. При этом ученики усваивают, что в синонимическом ряду всегда есть главенствующее слово (обычно оно нейтрально по стилю и экспрессии), а есть и крайние звенья синонимической цепи, отличающиеся смысловыми, функциональными и эмоциональными оттенками.
Например: спать (нейтральное) – почивать (книжное) – дрыхнуть (разговорно-просторечное, сниженное).
Учителю важно донести до учеников представление о богатстве синонимических возможностей и их использовании в речи. Для этого применяется система лексико-семантических заданий, целью которых является выявление значения слов, а также их функционально-стилевых признаков:
- Найди среди ряда слов одно, которое лучше всего характеризует предмет (явление): волна / замысел / человек – гигантский, высокий, исполинский, большой, грандиозный.
- Замена сочетаний слов одним словом, близким по значению: медленно идти – плестись; сильно торопиться – спешить; торжественно идти – шествовать.
- Игра «Кто больше?», суть которой заключается в подборе максимально возможного числа синонимов к слову.
- Замена указанных слов в тексте: «КАБЫ я была царица», - говорит одна девица / Если бы, если.
- Составление словосочетаний с синонимичными словами «чёрствый – грубый» для выяснения их лексической сочетаемости или оттенков значений: чёрствый хлеб, чёрствая ладонь, чёрствый человек – грубая ткань, грубое поведение, грубый голос.
В начальной школе теоретическое понятие «синонимы» не используются, обычно учитель применяет описательный оборот «слова, близкие по значению» или «слова-друзья». В работе над синонимами применяются и игровые формы, особенно интересные для учеников начальной школы:
- Приём «Волшебная ромашка». Суть его заключается в том, что на «лепестках» ромашки на лицевой стороне пишутся слова, а на их обратной стороне – синонимы, которые ученик отгадывает либо записывает сам. Например, отвага – смелость; храбрость; трусость – робость; разум – рассудок; красота – очарование, прелесть и др.
- Приём «Восстановление деформированного текста». Учитель сипользует четверостишие, содержащее выразительные эпитеты – имена прилагательные или же глаголы – олицетворения, которые из текста убираются или заменяются нейтральной лексикой. Задача учеников – подбором синонимов восстановить пропущенные слова. Например: «И стоит берёза. / В …….. тишине, / И горят снежинки / В……… огне» (тишина – сонная, огонь – золотой).
- Обратный приём – подбор синонимов к выделенным в поэтическом тексте словам и рассуждение о том, почему автор использует именно это слово из всего синонимического ряда.
- Богатый материал для наблюдения над синонимами предоставляют пословицы и поговорки, в которых синонимы нередко способствуют более точной передаче смысла: Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься (кривда – неправда, ложь; слово «кривда» ассоциируется с прилагательным «кривой», «идти кривдой» – идти по кривой дорожке, то есть лгать, обманывать).
Работая над синонимами, необходимо соблюдать последовательность их освоения:
- В первом классе накапливается эмпирический материал, необходимый для формирования синонимических рядов.
- Во втором-третьем классах можно приступать к лексико-семантическим упражнениям, учить детей употреблять синонимы в речи, чтобы избегать нежелательного повтора, делать речь более выразительной.
- В конце обучения в начальной школе надо помочь детям научиться употреблять известные им синонимы в речи, устных и письменных высказываниях.
Таким образом, работа над синонимами в начальной школе помогает обогащать словарный запас детей, а также развивает их представления о системных связях в лексике.