Билингвизм как социально-речевая ситуация
Билингвизм – это особое явление в речевом развитии ребенка (и взрослого), которое характеризуется тем, что индивид живет и воспитывается в двуязычной языковой среде, влияющей на формирование его языковых навыков и компетенций.
Билингвизм распространен в семьях, где один из родителей является иностранцем, а также в ситуации переезда в другую страну, где ребенок сталкивается с необходимостью погрузиться в новую языковую среду, на которой происходит обучение и общение.
В этой ситуации большое значение имеет социокультурная адаптация, помогающая приобщиться к особенностям менталитета, традициям и обычаям страны, усвоить минимальные лингвострановедческие сведения, необходимые для дальнейшей успешной интеграции в иноязычный социум.
Как известно, дети-билингвы сталкиваются с рядом трудностей, которые возникают в процессе погружения в иноязычную среду:
- Минимальный запас лексики, касающийся повседневного бытового общения. В то же время лексика других групп (культура, география, кухня, профессии, архитектура, фольклор и др.) остается практически неохваченной.
- Трудности в использовании грамматической системы чужого языка.
- Смешение языковых систем – родной и чужой.
- Трудности с чтением и письмом.
В этой ситуации необходимо использовать ресурсы чтения, которое выступает не только самостоятельным видом речевой деятельности, нуждающимся в тренировке, но и средством расширения лингвистического кругозора. Для успешной адаптации билингва особенно важна литература нон-фикшн, которая знакомит его с различными аспектами реальной жизни иноязычного социума.
Нон-фикшн в круге чтения билингва
Нон-фикшн – жанровая разновидность литературы, к которой относят книги с невыдуманным содержанием (в отличие от художественной литературы, основанной на вымысле): научно-популярную литературу, биографии, мемуары, публицистику.
Первостепенное значение для формирования социокультурных компетенций имеет познавательная литература, к которой можно отнести следующие книги:
- Детские энциклопедии, просто и понятно объясняющие детям устройство Вселенной, рассказывающие о животном и растительном мире Земли, истории, науке и культуре.
- Познавательные иллюстрированные издания разной тематики. Они рассказывают о широком круге явлений: жилье, одежде, национальной кухне, мерах длины, происхождении привычных вещей, бытовых приборов и проч.
- Книги, посвященные выдающимся ученым и естествоиспытателям: лингвистам, химикам и физикам, географам, биологам и др.
- Книги, рассказывающие о выдающихся деятелях истории и культуры: правителях, политических деятелях, писателях, художниках, музыкантах.
- Исторические виммельбухи, наглядно демонстрирующие, как выглядели и для чего использовались те или иные предметы национального быта.
- Тематические виммельбухи, которые отражают жизнь современного мегаполиса, мир профессий, транспортную систему и проч.
Использование данных изданий в чтении билингва позволяет восполнить лексические лакуны, обогащает грамматический строй, а также дает знания об истории, культуре и искусстве новой страны проживания, помогая лучше понять ее язык.
Использование литературы нон-фикшн на уроках РКИ
Организация работы с книгами нон-фикшн касается занятий РКИ, а также самостоятельной работы дома в рамках внеклассного чтения. Педагог может использовать следующие варианты заданий с опорой на литературу нон-фикшн:
- Комментированное чтение фрагмента текста на уроке, ответы на вопросы или выполнение тестового задания по содержанию прочитанного текста.
- Словарная работа, которая проводится разными способами. Учитель может выписать на доске новую лексику определенной тематической группы (например, одежда) и предложить ученикам догадаться, что значат эти слова. Затем детям предлагается текст, содержащий данную лексику и раскрывающий ее содержание. Ученики находят новые слова, выписывают их и определяют их значение. Другой вариант работы – составление «словариков» на основе прочитанных текстов. Продуктивными в данном направлении являются игровые формы работы: педагог готовит карточки с новой лексикой (по типу игры «Элиас»), а ученики должны объяснить значение слова, не используя однокоренные слова или словоформы.
- Совершенствование грамматических навыков: используя тексты нон-фикшн можно проводить закрепление морфологических, синтаксических тем, предлагая ученикам различные виды заданий, связанных с поиском заданных конструкций, их трансформацией, языковым моделированием и проч.
- Проектная работа: на основе прочитанного ученики готовят сообщения, доклады, презентации, монологические ответы на интересующую их тему.
- Научно-исследовательская работа: подготовка небольших языковых исследований, касающихся этимологии слова, изменения его значения, устаревшей лексики и других тем.
Литература нон-фикшн является частью систематического чтения билингва, изучающего русский язык, способствует прогрессу речевых навыков, формированию научного мировоззрения, расширению представлений о мире, а также адаптации к условиям новой социокультурной ситуации.