Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нон-фикшн в круге чтения билингва

Билингвизм как социально-речевая ситуация

Определение 1

Билингвизм – это особое явление в речевом развитии ребенка (и взрослого), которое характеризуется тем, что индивид живет и воспитывается в двуязычной языковой среде, влияющей на формирование его языковых навыков и компетенций.

Билингвизм распространен в семьях, где один из родителей является иностранцем, а также в ситуации переезда в другую страну, где ребенок сталкивается с необходимостью погрузиться в новую языковую среду, на которой происходит обучение и общение.

В этой ситуации большое значение имеет социокультурная адаптация, помогающая приобщиться к особенностям менталитета, традициям и обычаям страны, усвоить минимальные лингвострановедческие сведения, необходимые для дальнейшей успешной интеграции в иноязычный социум.

Как известно, дети-билингвы сталкиваются с рядом трудностей, которые возникают в процессе погружения в иноязычную среду:

  1. Минимальный запас лексики, касающийся повседневного бытового общения. В то же время лексика других групп (культура, география, кухня, профессии, архитектура, фольклор и др.) остается практически неохваченной.
  2. Трудности в использовании грамматической системы чужого языка.
  3. Смешение языковых систем – родной и чужой.
  4. Трудности с чтением и письмом.

В этой ситуации необходимо использовать ресурсы чтения, которое выступает не только самостоятельным видом речевой деятельности, нуждающимся в тренировке, но и средством расширения лингвистического кругозора. Для успешной адаптации билингва особенно важна литература нон-фикшн, которая знакомит его с различными аспектами реальной жизни иноязычного социума.

Нон-фикшн в круге чтения билингва

Определение 2

Нон-фикшн – жанровая разновидность литературы, к которой относят книги с невыдуманным содержанием (в отличие от художественной литературы, основанной на вымысле): научно-популярную литературу, биографии, мемуары, публицистику.

«Нон-фикшн в круге чтения билингва» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Первостепенное значение для формирования социокультурных компетенций имеет познавательная литература, к которой можно отнести следующие книги:

  1. Детские энциклопедии, просто и понятно объясняющие детям устройство Вселенной, рассказывающие о животном и растительном мире Земли, истории, науке и культуре.
  2. Познавательные иллюстрированные издания разной тематики. Они рассказывают о широком круге явлений: жилье, одежде, национальной кухне, мерах длины, происхождении привычных вещей, бытовых приборов и проч.
  3. Книги, посвященные выдающимся ученым и естествоиспытателям: лингвистам, химикам и физикам, географам, биологам и др.
  4. Книги, рассказывающие о выдающихся деятелях истории и культуры: правителях, политических деятелях, писателях, художниках, музыкантах.
  5. Исторические виммельбухи, наглядно демонстрирующие, как выглядели и для чего использовались те или иные предметы национального быта.
  6. Тематические виммельбухи, которые отражают жизнь современного мегаполиса, мир профессий, транспортную систему и проч.

Использование данных изданий в чтении билингва позволяет восполнить лексические лакуны, обогащает грамматический строй, а также дает знания об истории, культуре и искусстве новой страны проживания, помогая лучше понять ее язык.

Использование литературы нон-фикшн на уроках РКИ

Организация работы с книгами нон-фикшн касается занятий РКИ, а также самостоятельной работы дома в рамках внеклассного чтения. Педагог может использовать следующие варианты заданий с опорой на литературу нон-фикшн:

  1. Комментированное чтение фрагмента текста на уроке, ответы на вопросы или выполнение тестового задания по содержанию прочитанного текста.
  2. Словарная работа, которая проводится разными способами. Учитель может выписать на доске новую лексику определенной тематической группы (например, одежда) и предложить ученикам догадаться, что значат эти слова. Затем детям предлагается текст, содержащий данную лексику и раскрывающий ее содержание. Ученики находят новые слова, выписывают их и определяют их значение. Другой вариант работы – составление «словариков» на основе прочитанных текстов. Продуктивными в данном направлении являются игровые формы работы: педагог готовит карточки с новой лексикой (по типу игры «Элиас»), а ученики должны объяснить значение слова, не используя однокоренные слова или словоформы.
  3. Совершенствование грамматических навыков: используя тексты нон-фикшн можно проводить закрепление морфологических, синтаксических тем, предлагая ученикам различные виды заданий, связанных с поиском заданных конструкций, их трансформацией, языковым моделированием и проч.
  4. Проектная работа: на основе прочитанного ученики готовят сообщения, доклады, презентации, монологические ответы на интересующую их тему.
  5. Научно-исследовательская работа: подготовка небольших языковых исследований, касающихся этимологии слова, изменения его значения, устаревшей лексики и других тем.

Литература нон-фикшн является частью систематического чтения билингва, изучающего русский язык, способствует прогрессу речевых навыков, формированию научного мировоззрения, расширению представлений о мире, а также адаптации к условиям новой социокультурной ситуации.

Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot